Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон

Подписаться на новости школы

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Негосударственное образовательное учреждение полного среднего образования «Экспресс» помогает тем, кто хочет окончить школу в форме экстерната.

О.Д. Владимирская

К.п.н., директор НОУ «Экспресс»

ТЕЗИСЫ

Получение образования в форме экстерната не всегда было одинаково востребовано обществом. Экстернат никогда не был запрещен, но прибегали к нему крайне редко, только в случае острой необходимости. О том, кто во время учебы сумел сдать экзамены и «перепрыгнуть» через класс пишет Эльдар Рязанов и Лев Дуров. Раньше других закончил школу академик С. Королев, но все это исключения. Системы, которая помогала бы осваивать школьный курс в форме экстерната практически не существовало.

Ситуация изменилась в 1985 году: вышло первое за весь период советской школы положение, в котором были сформулированы понятия экстернат и экстерн, был дан алгоритм подготовки школьников, желающих ускорить время своего обучения в общеобразовательной школе

Период начала девяностых годов прошлого столетия явно показал, что не все дети могут, хотят учиться одинаково. После выхода Закона об образовании в 1991 году, родители стали участниками образовательного процесса, продемонстрировали существование социального заказа на удовлетворение потребностей в этой форме получения образования. Количество людей, которые обращались к экстернату год от года растет. Причем, это не всегда сегодняшние школьники. К услугам экстерната обращаются и те, кто традиционно составляли контингент вечерних сменных школ. Зарождающийся класс обеспеченных людей, желающих обеспечить своим детям домашнее обучение, тоже добавляют желающих пройти итоговую аттестацию в форме экстерната. словом, контингент, обращающийся к этой форме получения образования разнообразен, разнолик и разносторонен.

Подход к организации образовательного процесса, который помогает таким ребятам освоить школьный курс, обеспечивается:

  • наличием индивидуального учебного плана, основная доля времени которого отведено самообразованию;
  • учебным заведением, которое осуществляет координацию учебы всех экстернов;
  • группой учителей, консультантов, которые помогают правильно распределить время, отвечают на возникающие вопросы, словом – регулируют образовательное продвижение учащихся.

Основные позиции этого подхода заявлены в работе Федерального эксперимента[1] «Индивидуальный образовательный маршрут: возможности экстерната». Работа над этим проектом продолжается уже третий год. Распространенное мнение о том, что обучение невозможно без четко организованной системы присуще и учителям и родителям.

«Смирнов и в классе-то ничего не делал, как же он самостоятельно будет учиться, если его не заставлять?!» опыт работы с экстернами свидетельствует о том, что это не всегда так. Большинство экстернов, попадая в совершенно новые для себя условия и получая возможность распоряжаться своим временем, самостоятельно, меняют свое отношение к учебе и образованию.

В основе такого образования не постоянная работа, выполняемая по образцу, а возможность освоить предмет в целом, и оценки ставятся не за каждый шаг экстерна, а за результат, величину и объем которого экстерн определяет самостоятельно и время для освоения он тоже регулирует сам. При освоении учебных дисциплин используется поэтапное изучение предметов. Одномоментно экстерн изучает не более 4-х предметов курса, что дает возможность «погружения» и более рационального использования времени. В этом случае существенно изменяется и роль учителя – он не только и не столько предметник, сколько педагог (координатор). Его задача: направить, подсказать, проверить, а главное, понять в чем затруднения или успешность экстерна и сделать так, чтобы преодолеть затруднения, или развить успешность, помочь реализовать способности или сгладить личное негативное отношение к предмету.

Во время работы именно учитель ориентирует экстерна на сроки завершения шагов (этапов) обучения (контрольные, зачеты, промежуточные тестирования). Первое время экстерны, прислушиваясь к рекомендациям, которые учитель дает другим экстернам говорят: «А вот Вы говорили Иванову, что…». Да, каждому дается свой совет, и с каждым ведется индивидуальная работа, единообразие в подходах отсутствует. О единообразии можно говорить только в том, что каждый экстерн должен предъявлять знания в рамках государственного стандарта «Минимума содержания среднего образования» и в этом смысле требования едины – все должны подтвердить свои знания, но пути, по которым экстерны идут к финалу – итоговой аттестации – разные. Во время подготовки экстерн может не получать промежуточных оценок. Оценит работу можно словесно, не выставляя традиционных «3», «4», «5». Такой вариант почти никогда не устраивает экстернов (особенно их родителей), поэтому экстерны в Маршрутной книжке имеют оценки промежуточной аттестации.

Аттестация по предметам может проводиться:

  • по билетам;
  • в форе защиты реферата;
  • в форме тестирования;
  • в форме собеседования (рекомендуется экстернам, имеющим отличные знания по предмету).

НОУ «Экспресс» работает по заявленной программе «Индивидуальное обучение».

Образовательная программа индивидуального обучения предполагает использование разных организационных подходов к подготовке экстернов:

I вариант

Экстерн может готовиться к экзаменам самостоятельно, прибегая к помощи учителей для получения индивидуальных консультаций по отдельным предметам. Самостоятельно пройти промежуточную аттестацию и получить допуск к итоговой аттестации.

II вариант

Экстерн может выбрать модули из групповых консультаций по учебным предметам (группа 6 – 9 человек) по тем дисциплинам, которые вызывают у него наибольшую трудность. Этот вариант подходит тем, кто обучался в специализированных училищах, лицеях, гимназиях, имеет хорошую подготовку, например, по гуманитарным предметам, но нуждается в помощи в освоении предметов естественного и математического циклов.

III вариант

Экстерн может обучаться в особой экстернатной группе, где организована учебная подготовка по всем общеобразовательным дисциплинам. Обучение в этих группах тоже может быть профильным. В случае, если экстерн не справляется с ритмом обучения в группе, срок его обучения продлевается в индивидуальном порядке. Готовясь в группе, экстерны получают промежуточную аттестацию по всем предметам и могут сдавать только пять экзаменов.

IV вариант

Экстерны, обучаясь по одному из предложенных трех вариантов, параллельно получает профессию по системе курсовой подготовки (бухгалтерский учет, секретарское дело и т.п.).

Семилетний опыт работы показывает, что экстернат, как форма получения образования все больше востребована обществом. Разумно построенный образовательный процесс дает возможность выходить на новый уровень взаимоотношений ученика и учителя. Не случайно на вопрос «Посоветовали бы вы своим друзьям обучаться в экстернате?» 94,1% выпускников 2001 года ответили положительно.

К числу достоинств этой формы получения образования относят:

  • экономия времени 44,5%
  • возможность работать самостоятельно 22,2%

Интересно, что главной сложностью самостоятельного обучения экстерны называю причины субъективного характера:

  • трудно заставить себя сесть за учебники 47%
  • трудно организовать свое рабочее время 11,8%
  • трудно разбираться в новом учебном материале 32%

38,9% определенно считают, что успех обучения в экстернате зависит от самодисциплины, умения заставить себя заниматься правильно планировать время.

Преподаватели экстерната, выполняя в основном координирующую функцию не несут ответственности за знания экстернов. Порой в экзаменационной комиссии нет знакомых для экстерна преподавателей, но при этом 60% экстернов считают, что их знания были оценены объективно.

И последнее, тот факт, что в экстернате нет учебного процесса в общепринятом смысле этого слова, 95% от окончивших школу…



[1] НОУ «Экспресс» имеет статус ФЭП 2002 г.

 

Добавить комментарий