Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон

Подписаться на новости школы

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Негосударственное образовательное учреждение полного среднего образования «Экспресс» помогает тем, кто хочет окончить школу в форме экстерната.

О.Д. Владимирская

К.п.н., директор НОУ «Экспресс»

ТЕЗИСЫ

Получение образования в форме экстерната не всегда было одинаково востребовано обществом. Экстернат никогда не был запрещен, но прибегали к нему крайне редко, только в случае острой необходимости. О том, кто во время учебы сумел сдать экзамены и «перепрыгнуть» через класс пишет Эльдар Рязанов и Лев Дуров. Раньше других закончил школу академик С. Королев, но все это исключения. Системы, которая помогала бы осваивать школьный курс в форме экстерната практически не существовало.

Ситуация изменилась в 1985 году: вышло первое за весь период советской школы положение, в котором были сформулированы понятия экстернат и экстерн, был дан алгоритм подготовки школьников, желающих ускорить время своего обучения в общеобразовательной школе

Период начала девяностых годов прошлого столетия явно показал, что не все дети могут, хотят учиться одинаково. После выхода Закона об образовании в 1991 году, родители стали участниками образовательного процесса, продемонстрировали существование социального заказа на удовлетворение потребностей в этой форме получения образования. Количество людей, которые обращались к экстернату год от года растет. Причем, это не всегда сегодняшние школьники. К услугам экстерната обращаются и те, кто традиционно составляли контингент вечерних сменных школ. Зарождающийся класс обеспеченных людей, желающих обеспечить своим детям домашнее обучение, тоже добавляют желающих пройти итоговую аттестацию в форме экстерната. словом, контингент, обращающийся к этой форме получения образования разнообразен, разнолик и разносторонен.

Подход к организации образовательного процесса, который помогает таким ребятам освоить школьный курс, обеспечивается:

  • наличием индивидуального учебного плана, основная доля времени которого отведено самообразованию;
  • учебным заведением, которое осуществляет координацию учебы всех экстернов;
  • группой учителей, консультантов, которые помогают правильно распределить время, отвечают на возникающие вопросы, словом – регулируют образовательное продвижение учащихся.

Основные позиции этого подхода заявлены в работе Федерального эксперимента[1] «Индивидуальный образовательный маршрут: возможности экстерната». Работа над этим проектом продолжается уже третий год. Распространенное мнение о том, что обучение невозможно без четко организованной системы присуще и учителям и родителям.

«Смирнов и в классе-то ничего не делал, как же он самостоятельно будет учиться, если его не заставлять?!» опыт работы с экстернами свидетельствует о том, что это не всегда так. Большинство экстернов, попадая в совершенно новые для себя условия и получая возможность распоряжаться своим временем, самостоятельно, меняют свое отношение к учебе и образованию.

В основе такого образования не постоянная работа, выполняемая по образцу, а возможность освоить предмет в целом, и оценки ставятся не за каждый шаг экстерна, а за результат, величину и объем которого экстерн определяет самостоятельно и время для освоения он тоже регулирует сам. При освоении учебных дисциплин используется поэтапное изучение предметов. Одномоментно экстерн изучает не более 4-х предметов курса, что дает возможность «погружения» и более рационального использования времени. В этом случае существенно изменяется и роль учителя – он не только и не столько предметник, сколько педагог (координатор). Его задача: направить, подсказать, проверить, а главное, понять в чем затруднения или успешность экстерна и сделать так, чтобы преодолеть затруднения, или развить успешность, помочь реализовать способности или сгладить личное негативное отношение к предмету.

Во время работы именно учитель ориентирует экстерна на сроки завершения шагов (этапов) обучения (контрольные, зачеты, промежуточные тестирования). Первое время экстерны, прислушиваясь к рекомендациям, которые учитель дает другим экстернам говорят: «А вот Вы говорили Иванову, что…». Да, каждому дается свой совет, и с каждым ведется индивидуальная работа, единообразие в подходах отсутствует. О единообразии можно говорить только в том, что каждый экстерн должен предъявлять знания в рамках государственного стандарта «Минимума содержания среднего образования» и в этом смысле требования едины – все должны подтвердить свои знания, но пути, по которым экстерны идут к финалу – итоговой аттестации – разные. Во время подготовки экстерн может не получать промежуточных оценок. Оценит работу можно словесно, не выставляя традиционных «3», «4», «5». Такой вариант почти никогда не устраивает экстернов (особенно их родителей), поэтому экстерны в Маршрутной книжке имеют оценки промежуточной аттестации.

Аттестация по предметам может проводиться:

  • по билетам;
  • в форе защиты реферата;
  • в форме тестирования;
  • в форме собеседования (рекомендуется экстернам, имеющим отличные знания по предмету).

НОУ «Экспресс» работает по заявленной программе «Индивидуальное обучение».

Образовательная программа индивидуального обучения предполагает использование разных организационных подходов к подготовке экстернов:

I вариант

Экстерн может готовиться к экзаменам самостоятельно, прибегая к помощи учителей для получения индивидуальных консультаций по отдельным предметам. Самостоятельно пройти промежуточную аттестацию и получить допуск к итоговой аттестации.

II вариант

Экстерн может выбрать модули из групповых консультаций по учебным предметам (группа 6 – 9 человек) по тем дисциплинам, которые вызывают у него наибольшую трудность. Этот вариант подходит тем, кто обучался в специализированных училищах, лицеях, гимназиях, имеет хорошую подготовку, например, по гуманитарным предметам, но нуждается в помощи в освоении предметов естественного и математического циклов.

III вариант

Экстерн может обучаться в особой экстернатной группе, где организована учебная подготовка по всем общеобразовательным дисциплинам. Обучение в этих группах тоже может быть профильным. В случае, если экстерн не справляется с ритмом обучения в группе, срок его обучения продлевается в индивидуальном порядке. Готовясь в группе, экстерны получают промежуточную аттестацию по всем предметам и могут сдавать только пять экзаменов.

IV вариант

Экстерны, обучаясь по одному из предложенных трех вариантов, параллельно получает профессию по системе курсовой подготовки (бухгалтерский учет, секретарское дело и т.п.).

Семилетний опыт работы показывает, что экстернат, как форма получения образования все больше востребована обществом. Разумно построенный образовательный процесс дает возможность выходить на новый уровень взаимоотношений ученика и учителя. Не случайно на вопрос «Посоветовали бы вы своим друзьям обучаться в экстернате?» 94,1% выпускников 2001 года ответили положительно.

К числу достоинств этой формы получения образования относят:

  • экономия времени 44,5%
  • возможность работать самостоятельно 22,2%

Интересно, что главной сложностью самостоятельного обучения экстерны называю причины субъективного характера:

  • трудно заставить себя сесть за учебники 47%
  • трудно организовать свое рабочее время 11,8%
  • трудно разбираться в новом учебном материале 32%

38,9% определенно считают, что успех обучения в экстернате зависит от самодисциплины, умения заставить себя заниматься правильно планировать время.

Преподаватели экстерната, выполняя в основном координирующую функцию не несут ответственности за знания экстернов. Порой в экзаменационной комиссии нет знакомых для экстерна преподавателей, но при этом 60% экстернов считают, что их знания были оценены объективно.

И последнее, тот факт, что в экстернате нет учебного процесса в общепринятом смысле этого слова, 95% от окончивших школу…



[1] НОУ «Экспресс» имеет статус ФЭП 2002 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить