Главная страница Статьи Статьи Про экстернат и дистанционное обучение Дистанционное обучение: игра по новым правилам
Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон

Подписаться на новости школы

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дистанционные технологии в образовании используются школами уже давно и постоянно совершенствуются. Многое в этом процессе уже идет по накатанной, и даже существенные изменения в законодательстве или образовательных стандартах (ФГОС) не слишком сильно влияют на привычный ход работы. Однако для тех учебных заведений, которые практикуют преимущественно дистанционные технологии обучения или используют интернет-школу как отдельное направление своей деятельности, даже незначительные корректировки нормативных актов, как государственных, так и региональных, могут стать отправной точкой для глобальных изменений учебного плана и всей структуры деятельности организации. Например, «Закон об образовании в РФ», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, для школ с индивидуальным образовательным маршрутом и экстернатов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. 
 
 
В плюсе
 
Одни из важнейших положений нового закона – пункт 2 статьи 13 и пункт 4 статьи 16. Они гласят: 
 
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 
 
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
 
Иными словами, статья 13 на государственном уровне устанавливает легитимность дистанционного образования, а статья 16 подчеркивает, что ученик, который учится через интернет, фактически получает образование там, где находится школа, в которую он зачислен. Это безусловные плюсы, благодаря которым стираются границы между городами и странами, и житель дальневосточной деревни при наличии достаточно качественного интернет-соединения вполне может получить аттестат петербургской школы без необходимости переезжать на время обучения в Северную столицу. Если школа частная, но имеет государственную аккредитацию, как, например, НОУ «Экспресс», то ученик при успешном прохождении всей программы и аттестации получит аттестат государственного образца, ничем не отличающийся от документов, выдаваемых в обычных массовых учреждениях. 
 
 
В минусе
 
Закрепив правомочность дистанционных технологий и электронного обучения, новый закон устранил такую форму получения образования, как экстернат, оставив из наиболее близких к этому только семейное образование и самообразование. А ведь именно организации, специализирующиеся на учениках, нуждающихся в экстернате и (или) индивидуальном образовательном маршруте, больше других используют в своей деятельности функционал так называемой «интернет-школы». Тем не менее, в школах-экстернатах, которые смогли правильно провести  документальную и методическую корректировку, для учащихся мало что изменилось, кроме ряда формальностей, и они продолжают осваивать программу в привычном для себя режиме. А индивидуальный образовательный маршрут (или, как его еще называют, персональный учебный план) возможен и при очном обучении.
 
Кроме того, закон сохранил понятие «экстерны»: в нынешней формулировке это «лица, зачисленные в организацию… для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» (пункт 9 части 1 статьи 33). То есть, учащийся, получающий семейное образование или занимающийся самообразованием, проходит дома определенный курс из программы средней школы, а затем сдает экзамены экстерном в выбранной им организации. 
 
 
Зеро
 
Однако, видимо, не все организации, специализирующиеся на дистанционных образовательных технологиях, оказались способны играть по новым правилам. Минувшим летом прекратил свою деятельность один из крупнейших представителей этой сферы – для многих стала неожиданностью новость о том, что НП «Телешкола» закрывается. Это была первая аккредитованная в России школа дистанционного обучения. Сетевые образовательные ресурсы, в частности, один из ключевых – система дистанционного образования «Интернет-школа «Просвещение» – применялись при подготовке учащихся более чем в 30 регионах РФ, а также за рубежом. Удивительно, что просуществовав 14 лет, и из них половину – имея государственную аккредитацию, являясь участником национальных программ и сотрудничая с десятками образовательных и общественных организаций, отзывы «Телешкола» в Рунете скопила не столь многочисленные. И ничуть не реже родителей и учеников про НП «Телешкола» отзывы пишут бывшие сотрудники и кандидаты, проходившие собеседования. 
 
Мы не станем касаться вопроса, почему закрылась «Телешкола». Тем более, что сайт «Телешколы» все еще работает, хоть и не обновляется. Возможно, руководители интернет-школы надеются, что в будущем «Телешкола» вход в систему образовательных организаций России снова совершит. В данной ситуации важно понять другое: что не размах деятельности гарантирует школе дистанционного обучения стабильное существование, а умение оперативно и правильно реагировать на изменения в отрасли, законодательстве и рыночной конъюнктуре. Так как, несмотря на то, что правом на ведение образовательной деятельности в России обладают исключительно некоммерческие организации, навыки ведения бизнеса и деловое чутье в этой сфере чрезвычайно полезны. 
 
 
Ставка на будущее
 
Дистанционных школ, имеющих такое большое количество партнеров в регионах, как НП «Телешкола», на данный момент в России нет. Но это вовсе не значит, что для жителей населенных пунктов, удаленных от крупных городов, нет возможности получить образование столичного уровня. Для реализации проектов, так или иначе использующих дистанционные технологии обучения, необходимой и достаточной является разработка структурированных сетевых образовательных ресурсов, соответствующих целям этих проектов, с отлаженной системой взаимодействия между учащимися, учителями, родителями и администрацией школы. 
 
Такой электронный ресурс давно разработан и постоянно совершенствуется в одной из ведущих петербургских школ, целенаправленно работающих с учениками, нуждающимися в индивидуальном образовательном маршруте – НОУ «Экспресс», многим известной, как школа-экстернат «Экспресс». Система под названием «Школа дистанционного обучения» фактически представляет собой интернет-школу, имеющей в виртуальном учебном пространстве все атрибуты реальной образовательной организации: предметные кабинеты, персональные рабочие столы учащихся, электронную библиотеку, в которой собрано более 16 тысяч файлов с учебниками, методичками и наглядными пособиями, учительскую, электронные классные журналы и т.д. Учиться в такой школе можно независимо от места нахождения, приезжая в Санкт-Петербург лишь для прохождения ГИА/ЕГЭ. Программа во всех классах «Школы дистанционного обучения» полностью соответствует ФГОС, то есть каждый ученик обязательно освоит положенный курс в объеме не ниже установленного государством. А в случае особого интереса к предмету или необходимости подготовки к профильному ЕГЭ в связи с поступлением в вуз, есть возможность углубленного изучения дисциплин в специальных виртуальных кабинетах. 
 
При всем богатстве выбора услуг по дистанционному образованию, интернет-школ, предлагающих действительно качественное обучение и аттестат государственного образца не так много. Поэтому, принимая решение, стоит тщательно собрать и проанализировать информацию об интересующей вас организации. Ну а дальнейший успех зависит в большей степени от самого учащегося. 
 

Добавить комментарий