Главная страница Статьи Статьи Про экстернат и дистанционное обучение Поиск подходов к личностно-ориентированному образованию
Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон

Подписаться на новости школы

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О. Д. Владимирская – к.п.н., ст. преп.
каф. педагогики и андрагогики СПбГУПМ

2002

Развитие системы общего образования, ее переход от унитарной к системе, имеющей много разных компонентов, порождает развитие новых форм построения образовательных взаимодействий. Одной из таких форм может быть представлен экстернат как путь решения проблемы личностно-ориентированного образования, цель которого – становление и развитие самореализующейся личности.

С позиции системного подхода экстернат – целостная, устойчивая структура. Её «системные эффекты» распространяются на достаточно широкий круг явлений, связанных с деятельностью и экстернов, и  педагогов. Это – цели и ценности образования, целостная система знаний, психологически комфортная ситуация взаимодействия для учителей, экстернов и их родителей.

Системообразующим звеном деятельности экстерната, которое определяет его специфику, является образовательная программа «Индивидуальное обучение».

Образовательная программа – основная характеристика образовательной структуры, которая учитывает разнообразные запросы обучающихся и реализация которой невозможна без индивидуального подхода к работе с ними. Через освоение образовательной программы проходит индивидуальный маршрут ученика, а все комбинации программ наиболее полно могут реализовать потребности разных групп населения, и тогда будет важен не столько статус учреждения, сколько его способность воплотить в жизнь разные образовательные маршруты, дать максимально  возможный перечень образовательных услуг.

Переход от традиционного обучения к системам личностно-ориентированного обучения могут затруднять организационные сложности: создание возможностей индивидуального режима для всех учащихся; подготовка соответствующего учебного оборудования, дидактических материалов; необходимость привлечения ассистентов или совместной согласованной работы нескольких учителей, преодоление стереотипов педагогической монополии, отказ от привычных способов работы, от традиционной жесткой фиксации всех организационных элементов учебного процесса и вместе с тем оказание оперативной помощи учащимся; возможный рост затрат учебного времени для части учащихся.

Выбор порядка, глубины изучения отдельных предметов, согласование учебного плана (создание индивидуального образовательного маршрута) создает ситуацию, в которой учащийся не только сам принимает решение по организации своей учебной деятельности, но и берет на себя ответственность за качество получаемого образования. В этом случае становится возможным освоение культурно-исторического развития общества через собственный личностный опыт ученика.

Учет реальной жизненной ситуации учащегося, его жизненного и образовательного опыта, а не только оценка его фактических знаний по отдельным предметам позволяет создавать оптимальные условия для достижения новых образовательных результатов.

Организация индивидуальной работы с экстернами предполагает обязательное согласование задач образования с жизненной позицией взрослого, его интересами и проблемами, мотивами обращения в экстернат. Другими словами, необходимо адекватное понимание жизни экстерна, понимание его позиций по возможно большему числу личных вопросов. «Понимание может быть достигнуто, когда мы понимаем ту идею, благодаря которой разрозненное в жизни человека становится единым целым»[1]. Основа становления взаимопонимания – это диалоговая культура общения. Основа диалога состоит в заинтересованности в судьбе экстерна.  Индивидуальный подход проявляется в диалоговом пролонгированном взаимодействии. Такой диалог никогда не может быть закончен. Понимание – процесс постоянный, педагог находится в перманентном состоянии диалога с экстерном. В таком понимании диалог возможен при соблюдении некоторых условий. Не каждый учитель способен принять другой образ мыслей, другую культуру. Терпеть эту культуру рядом со своей может только тот, кому доступно диалоговое понимание, способность общаться с собой как с другим.

По мысли М. М. Бахтина, любая культура способна осознать себя, свою уникальность лишь на границе с другой культурой; подобно этому индивидуальное сознание способно осознать себя, свою уникальность, лишь при встрече с другим сознанием.

Не каждый обучаемый способен вступить в диалог в силу самых разных причин. В связи с этим возникает необходимость различить понимание и  взаимопонимание. Там, где возможен диалог, необходимо и взаимопонимание.

В последнее время понятие диалога претерпело смысловое изменение. Мы же будем понимать под диалогом, во-первых, исходную форму умения общаться с самим собой, во-вторых, умение общаться с другим. Диалог – это «встреча двух субъектов». Это разговор, общение двух людей, каждый из которых видит в своём оппоненте не врага, не своё подобие, а нечто иное. Каждый участник диалога в экстернате допускает существование другого мировоззрения, иного мышления, иной логики, иных правил общения, иного подхода к решению проблем, то есть иной культуры.

Во время работы с экстернами важно не ставить цели переучить, переделать. Предполагается лишь изложение своей позиции и естественное отношение к позиции экстерна как имеющей право на существование и на внимание.

Эмпатия, заинтересованность в результате работы с экстернами – это и есть истинное диалоговое взаимодействие. «Истинный диалог имеет место тогда, когда каждая сторона выступает как суверенная, обладая той мерой свободы, которая исключает возможность диктата, отношений господина и подчинённого».

Личностное ориентирование, в нашем понимании, это и есть сформированный диалог двух субъектов образовательной деятельности, из которых один готов осваивать то, что ему необходимо, а второй, зная исходные позиции в широком жизненном контексте, старается содействовать скорейшему достижению цели первого субъекта.

Включаясь в диалоговое общение с преподавателем, становясь субъектом учения, экстерн не может не проявлять активность. Отсюда ещё одна значимая составляющая, обеспечивающая индивидуализацию в образовательной программе – активная учебная позиция.

Таким образом, экстерн включен в активные действия и диалоговое общение с преподавателями; он уже не объект обучения, а субъект процесса собственного учения.



[1] Лузина Л. М. Понимание как духовный опыт.– Псков:1997. – С. 69

Добавить комментарий