Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон

Подписаться на новости школы

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

§ 3 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСТЕРНОВ

Под индивидуальным сопровождением мы будем понимать деятельность, включающую в себя организационно-управленческие функции, позволяющие реализовать личностно-ориентированного обучение, через реализацию социально-педагогических условий, способствующих достижению всеми экстернами установленного стандарта образования.

Индивидуальное сопровождение учебной деятельности экстернов рассматривается как существенный компонент в организации образовательного процесса в экстернате.

Разработка "Образовательной программы индивидуального обучения получения среднего образования в форме экстерната" – предпосылка воплощения принципа индивидуализации образования. В работе над программой можно выделить два основных этапа: первоначальное ее создание и дальнейшая корректировка и совершенствование.

Программа базируется на изучении того контингента, который обращается в экстернат, изучении уровня их подготовки, их отношения к образованию, опыта информационного взаимодействия, их возраста.

В ходе работы над программой выявились группы молодых людей и взрослых, примерная характеристика которых показана в первом параграфе второй главы.

Анализ работы с ними доказал необходимость по-новому подходить к управлению образовательным учреждением (специфика этих подходов отражена во втором параграфе второй главы), и, наконец, определилась ведущая идея программы – возможность выбора индивидуального пути достижения образовательного стандарта.

Первоначально, дифференцируя экстернов по возрасту и их отношению к образованию с прагматических позиций (будет продолжать образование или нет), выделили также группу молодых людей, которые имели более высокие запросы, но опыт такой дифференциации себя не оправдал, так как не учитывал разнообразные запросы и реальные возможности экстернов внутри этих групп.

Другой подход определился после того, как была разработана характеристика экстернов (гл. 2 §1.), Эти позиции определятся в ходе первоначальной диагностики (в широком жизненном контексте) и предопределяют первые шаги в образовательном маршруте.

Подростки, оставившие школу в текущем году, как правило, проходят тестирование по предметам, которое помогает учителям в работе с ними. Проблемы, которые привели молодого человека в экстернат, никогда не повторяются, поэтому и маршруты достижения образовательного стандарта у всех разные, но проведённый анализ образовательных потребностей, отношения к образованию позволил разработать и предложить три варианта продвижения.

Первый вариант. Экстерн готовится к экзаменам самостоятельно, получая учебный материал и согласовывая сроки прохождения аттестации. Этот вариант не исключает обращения экстерна за разовыми индивидуальными консультациями по отдельным предметам.
Второй вариант. Экстерн проходит подготовку по отдельным предметам в группах по 5–8 человек. Набор предметов определяется желанием экстерна. Экстерн может выбрать подготовку в группе по нескольким предметам, готовясь к остальным самостоятельно.
Третий вариант. Экстерн может обучаться в особой группе подготовки по всем образовательным предметам, предусмотренным базисным учебным планом. В случае если экстерн не справляется с ритмом обучения в группе, срок его обучения продлевается в индивидуальном порядке.

По учебной подготовке и отношению к образованию мы условно разделяем экстернов на три категории:

1. Экстерны со средней и слабой подготовкой и низкими образовательными запросами, не планирующие после получения аттестата продолжать образование.

2. Экстерны с высокой и средней образовательной подготовкой, желающие продолжить образование в вузах и средних специальных учебных заведениях.

3. Экстерны, имеющие повышенные образовательные запросы, желающие поступать в престижные вузы, получавшие и неокончившие образование в гимназиях, за границей и дома, а также экстерны, имеющие особые образовательные запросы.

Учебный индивидуальный план, составленный с учётом особенностей и склонностей конкретного экстерна, подразумевает обязательное выполнение минимума по нормативным предметам. Он утверждается педсоветом экстерната и согласовывается с родителями.

РАБОТА С ЭКСТЕРНОМ ПО СОЗДАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА предполагает следующие составляющие:

1. Информация для учащихся и их родителей о возможности выбора.

2. Анализ «состояния» экстерна (жизненная ситуация, уровень образованности, возраст, жизненные планы, причины обращения в экстернат). 1 раз в месяц.

3. Проведение бесед, дающих возможность экстерну определить свои психологические особенности и качества личности, значимые для выбора индивидуального маршрута.

4. Анализ творческих и социальных достижений учащегося (по маршрутной книжке).

5. Поддержание постоянных связей с родителями (вопросы состояния здоровья, изменение отношений к учебе, коррекционная работа).

6. Консультация по вопросам организации обучения в экстернате – в течение всего времени.

Учебный план экстерната ориентирован на федеральный образовательный стандарт и базисный учебный план Санкт.-Петербурга, который опирается не на отдельные предметы, а на образовательные области, способствующие гуманистической социализации разных категорий экстернов.

Набор учебных дисциплин соответствует стандарту Петербургской школы, а темп обучения, время сдачи экзаменов определяется в ходе собеседований и фиксируется в маршрутной книжке экстерна (см. приложение 5).

 

Предметы, аттестация по которым обязательна:

 

1) Русский язык

2) Литература

3) Алгебра и начала анализа

4) Геометрия

5) История Отечества

 

6) ОСЦ (основы современной цивилизации)

7) Физика

8) Химия

9) Биология

10) География

 

 

Работа по созданию образовательной программы не может быть закончена постулированием раз и навсегда выработанных подходов. Программа постоянно совершенствуется, происходит ее адаптация к требованиям экстернов. Так, на первом этапе планировалось для трех категорий экстернов достижение трех уровней образованности (федеральный образовательный стандарт, базовый учебный план средней образовательной школы (инвариантная часть) и базовый учебный план средней общеобразовательной школы (инвариантно-вариативная часть)). Но в ходе практической работы от такого жесткого деления пришлось отказаться. Экстерны разных возрастов, разного уровня подготовки и различного отношения к образованию могут достигать (заявлять) разные уровни, и от того, в какую группу они попали, напрямую уровень их образования не зависит.

В работе по выбору индивидуального сопровождения экстерна, согласованию его индивидуального маршрута можно выделить 4 этапа, которые соответствуют основным социально-педагогическим условиям, необходимых для существования экстерната как образовательного учреждения индивидуального обучения:

Первый этап связан с выбором экстерном самой формы получения образования. Решение экстерн принимает самостоятельно, но на него может оказать влияние беседа с сотрудниками экстерната или опыт того, кто уже получил образование в экстернате.

Второй этап. Экстерн уже принял решение и начинает работу по формированию образовательного маршрута. Экстерн получает маршрутную книжку, где отмечаются первые этапы его продвижения. Из опыта стало очевидным, что наметить весь маршрут сразу практически невозможно; принципиальной становится ориентация на его последовательное создание и корректировку.

Третий этап включает в себя весь процесс подготовки и прохождения экстерном итоговой аттестации. Решение индивидуальных проблем экстернов чаще всего начинается с урегулирования их эмоциональных проблем. Здесь очень важно уже в начале общения с экстерном попытаться расположить к себе, заметить возможные «крайности» в его поведении. Если беседа проводится с глазу на глаз, созданы условия для доверительного общения. Ученик проникается доверием к педагогу, когда он убеждается, что учителям небезразличны его трудности, да и сама его жизнь [87]. В этом случае экстерн больше расположен к откровенности.

Для молодых людей, давно оставивших школу, выбор экстернатной формы определяется часто невозможностью отрыва от работы, семейными обстоятельствами, потребностью, желанием окончить школу как можно скорее. Эти экстерны отличаются способностью критически мыслить, желанием разобраться в том, что они получают извне. Пусть при этом утрачены некогда усвоенные истины, некоторые факты забыты. Важно то, что у человека, обратившегося в экстернат, есть желание пополнить банк знаний. Этим экстернам надо помочь развить одну из главных черт, необходимых для продолжения образования – способность самостоятельно работать. Показательно, что не все экстерны ставят цель поступить в высшее учебное заведение. Многие говорят о повышении своего образовательного уровня. Отмечают как значимую также возможность заниматься в любое время, регулировать самостоятельно темп получения образования, возможность организовывать образовательный процесс самостоятельно. Эти экстерны воплощают собой лучшие традиции самообразования «для удовлетворения любознательности ума и практических надобностей». Естественно, что итоговую аттестацию они будут проходить на разных уровнях.

Важно также отметить, что многие экстерны не видят надобности в школьных занятиях, большинство из них пугает длительность обучения. В самом деле, если человек в 26 лет имеет образование 8 классов, то при посещении сменной школы возможность получить аттестат ему представится только в 30 лет; здесь нередко страдает самолюбие, и получение образования откладывается. Отсутствие же аттестата грозит лишними неприятностями по службе, в частности понижением в должности или потерей работы. Поэтому к получению аттестата в этом случае может привести только самообразование. Помощь, оказываемая этим экстернам со стороны учителей экстерната, основывается на том, что у них есть запас знаний из разных областей науки, техники, повседневной жизни, круг сложившегося чтения. Эти знания можно соотнести с программой средней школы в сравнительно короткий срок, пользуясь учебными пособиями, занимаясь самостоятельно [5].

Четко определенная цель в освоении каждого из предметов способствует развитию интереса к познавательной деятельности [124]. В некоторых случаях, когда, например, экстерн забыл практически все и, видя свою несостоятельность, решает бросить начатое обучение, учителя, варьируя приемы, стараются все же помочь преодолеть трудности, давая задания прикладного характера, попутно освещая теоретический материал. При этом экстерн получает со стороны учителя только одобрение.

Если экстерн не интересуется предметом, он может и должен прилагать немалые усилия для его освоения. В этом плане очень эффективна возможность итоговой аттестации по отдельным предметам в форме защиты реферата. Даже имея большие проблемы, поработав в библиотеке, экстерн способен достойно выглядеть на экзамене, а если тема в ходе подготовки его заинтересовала (что очень часто случается), то фиксируется продвижение экстерна в освоении предмета в целом, а иногда превышение уровня образовательного стандарта.

Поскольку для многих экстернов значима поддержка не только со стороны учителей, но и близких, их одобрение оказывается важным для укрепления отношений в ближайшем окружении человека.

Четвёртый этап работы с экстерном по освоению им образовательного маршрута рассчитан на перспективу развития экстерната. Работа в четвертом этапе начинается задолго до формального окончания третьего этапа. При разработке подходов к работе с экстернами по ориентации их на дальнейшее образование, принципиально укрепление их веры в то, что они сами творят свою образовательную ситуацию.

Этот этап работы наглядно показывает, что экстернат не пассивно удовлетворяет запросы людей, а пытаться активно содействовать развитию личности. Именно этот этап побудил пересмотреть организацию работы с учителями. Обоснование необходимости "андрагогического оптимума" (§2) побудило к созданию спецкурса для учителей по практическому применению основных андрагогических подходов (Приложение № 4).

Примером положительных результатов этой работы может служить тот факт, что экстерны принимают участие в районных (и даже выходят на городской уровень) предметных олимпиадах Так, в ходе отработки образовательной программы, где заявлены гуманистические принципы, экстернам предложили посещение олимпиады в Институте права им. герцога Ольденбургского. Олимпиада носила общекультурный характер, не требовала специальных знаний по какому-либо предмету, кроме того, в ней могли принять участие экстерны старше 17 лет (в самом факте, что четверо экстернов приняли участие в этой олимпиаде, поверив в свои силы, видится перспектива направленности общекультурного образования).

Маршрут, который проходит экстерн, не заканчивается получением аттестата, а может быть продолжен в любой сфере дополнительного образования, в освоении любой сферы человеческих знаний, что является залогом того, что экстернат выполняет функции социальной защиты, поддержки экстернов, способствует развитию их личности, на принятие культуры и образования как ценности.

Потребности практики логически привели к обоснованному выбору системы методов, приёмов, средств, организационных форм, нацеленных на личностно-ориентированный образовательный процесс. С одной стороны, в нём можно выделить чисто технологическую, в узком смысле, плоскость учебных знаний и умений, представляющую собой базовый стандарт, который поддаётся рациональному осмыслению и алгоритмизации. С другой стороны, период обучения в экстернате рассматривается с позиций взаимодействия людей – с разными ценностными ориентациями, индивидуальными особенностями поведения, общения, деятельности, образовательного уровня, мотивами их обращения в экстернат. Педагогический процесс с точки зрения взаимодействия субъектов рассматривается как объект управления активностью этих субъектов.

Какими бы разработанными ни казались методические основания деятельности, в экстернате доминирует фактор педагогической ситуации. Очень редко встречаются экстерны с идентичными мотивами, запросами, образовательной подготовкой. Для каждого необходим личностно-ориентированный маршрут. Не всегда он остаётся без изменений, чаще планируется только начало деятельности, а дальше план работы определяется уже после общения учителя с экстерном.

Рассмотрим процесс оказания образовательной помощи разным экстернам по трём предложенным вариантам, которые демонстрируют подготовку экстернов разных возрастов, разных уровней подготовки и отношения к образованию [60, 61, 62, 68].

Первый вариант

Экстерну предоставляются программы, билеты, темы рефератов, варианты предыдущих письменных экзаменов по алгебре и началам анализа, темы сочинений. Кроме того, перед каждым экзаменом проходит консультация, на которой экстерн получает все сведения по организации данного экзамена, может задать все интересующие его вопросы.

Такой вариант выбирают прежде всего уже подготовленные молодые люди, получающие домашнее образование. Они знают требования оформления письменных работ, подготовки рефератов, но не всегда умеют держать себя на экзаменах. Работая в течение длительного времени самостоятельно или с преподавателем один на один, не всегда владеют навыками групповой работы, некоторые теряются в условиях, когда надо отвечать перед комиссией.

Среди экстернов, выбравших этот вариант подготовки, учащиеся с некоторыми физическими дефектами (заикание, тик, повышенная утомляемость и др.), много леворуких. Они не посещали школу по болезни, привыкли работать самостоятельно. Минимальное руководство их учебной деятельностью, поощрение успехов дают очень хороший результат.

Этот вариант могут выбрать экстерны, которые имеют невысокие образовательные запросы, но способны самостоятельно подготовиться к итоговой аттестации. Как правило, эта группа имеет незначительный перерыв в обучении; достигаемое содержание образования – базовый комплект сменной школы.

Молодые люди, получившие домашнее образование и вернувшиеся после обучения за границей, как правило, заявляют образовательный уровень выше базового по одному или нескольким предметам. Систематическая подготовка для этой группы экстернов не предусматривается. Содержание образования определяется обязательным базовым и блоком по выбору экстерна (иностранный язык, компьютерная подготовка, правоведение и т.д.). Экстернам, выразившим желание пройти итоговую аттестацию по повышенному уровню, такая возможность предоставляется.

Пример 1: ДАНА П. .живет вдвоем с мамой, крайне застенчива и стеснительна. В детстве много болела, школу пропускала, но в учебе не отставала, благодаря стараниям матери. Девочка углублялась в себя, имела мало контактов со сверстниками и все реже посещала школу. Мама, достаточно властная по натуре, определяла круг интересов Даны, девочка испытывала к ней глубокую привязанность.

Начав заниматься в экстернате, получив возможность общаться с учителями и исключив необходимость отчитываться о полученных знаниях при полном классе, Дана преобразилась. Проявляя незаурядные познания в области искусств, истории, литературы, девочка с готовностью шла на контакт с учителями. Преподаватели же математики, физики, химии проявляли максимум внимания и заботы, стараясь помочь Дане в освоении этих дисциплин, давая ей больше письменных работ, не требуя публичных ответов. Итоговую аттестацию Дана прошла едва ли не лучше всех экстернов, теперь, уверенная в своих силах, готовится к поступлению в Академию художеств на искусствоведческий факультет.

Пример 2: Сорокалетний шофер, отец семейства, попал в аварию. Продолжать работу за рулем не может, очень стеснялся приходить на консультации, на экзаменах чувствовал себя неуверенно, но после того, как знания по географии, геометрии были оценены на “хорошо”, человека словно подменили. Понятно, что выбор именно этих предметов был не случаен, экстерн живо интересовался вопросами экономики, работа на междугородних и международных линиях сформировала у него определённый кругозор и представления о бывших странах СЭВ. Подготовка к реферату по географии, знания, почерпнутые из современных источников, позволили сделать серьёзную самостоятельную работу. Геометрия была любимым предметом в школе и одолеть её оказалось не так уж сложно. На экзамене по физике устройство и работу двигателя внутреннего сгорания рассказывал человек, уверенный в себе, в своей компетентности, демонстрируя глубокое понимание физических закономерностей в целом, готовый поменять работу, оправившийся после жизненной неудачи.

Таким образом, освоение образовательного стандарта достигнуто по плану индивидуальной самостоятельной подготовки, при следующем количестве индивидуальных консультаций, представленных в таблице 6.

Таблица 6

Предмет

Пример 1

Пример 2

Литература

3

2

Алгебра

1

6

Геометрия

1

1

Физика

2

Химия

История

3

2

О С Ц

Биология

География

1

Второй вариант подготовки предполагает, что по некоторым дисциплинам экстерны организуются в группы для получения систематической помощи со стороны учителя.

Важно, чтобы в группу попали экстерны, имеющие близкий образовательный уровень и возможность одновременно посещать занятия. Например, предлагается группа для подготовки к сдаче итоговой аттестации по алгебре и началам анализа. Курс подготовки составляет 30 часов, из них 24 отводится на групповую работу и 6 на индивидуальную. В группе занимается 6 человек. Возрастной состав различный – от 15 лет до 21 года. Работа в группе строится следующим образом.

Таблица 7

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

Декабрь

Групповые

25

6, 13

1, 10, 17, 30

3

Индивид.

 

21, 28

19

 

За время подготовки учащиеся должны, посетив групповые занятия, выполнить по три самостоятельных зачётных работы, которые они «защищают» на индивидуальных занятиях; в часы проведения индивидуальных занятий учитель ведёт работу с экстернами поочерёдно. В нашем примере 21 октября преподаватель назначил время с 15 до 18 часов, на этот период времени к преподавателю могут записаться 4 экстерна (на 15; 1545; 1630 и 1715).

Такой же режим работы заявляется и на 28 октября. Каждый экстерн записывается на то время, которое ему удобно, при этом предполагается, что данное ему индивидуальное задание уже выполнено и у него есть материал для диалога с учителем.

Таким образом завершается первый этап подготовки, после чего учителя приступают к следующему блоку групповой работы и вновь 19 и 24 ноября работают с экстернами индивидуально. Надо отметить, что этот вариант организации работы с экстернами заимствован из организации обучения на высших женских курсах в 1916 – 17 годах (Матрикул студентки Бестужевских курсов).

Время подготовки в группе не мешает каждому экстерну готовиться к итоговой аттестации по другим учебным предметам. Схема подготовки такая же, как в представленном варианте. Примерное распределение времени представлено в таблице 7.

Часто нельзя отнести маршрут экстерна к тому или иному варианту. Начав заниматься индивидуально, познакомившись с другими экстернами на итоговой аттестации, они с удовольствием идут работать в группу, подчас даже после экзамена, решив пополнить запас своих знаний по дополнительным образовательным предметам.

ИРА З., способная девушка, плохо училась в школе, пропускала уроки, считая себя умнее других (и не без основания). Несерьезное отношение к занятиям привело к потере фактических знаний, и как результат - неуспеваемость. Ира не привыкла быть на последних ролях, она привлекательна, сообразительна. Занятия по академическим дисциплинам не вызывали у нее никаких затруднений. Потребовалось лишь убедить ее начать заниматься систематически. Учителя проявили чуткость и вместе с тем настойчивость, помогли в короткое время наверстать упущенное. Почувствовав первый успех, Ира стала заниматься активнее. Получая индивидуальные консультации, она без труда освоила программу. Стала посещать дополнительные задания по литературе, истории, записалась в группу по изучению английского языка, явно стала интересоваться учебой. Ира успешно поступила в Академию культуры.

АЛИСА К., родители лишены родительских прав, воспитанием девочки занимаются две бабушки, одна из них – кандидат химических наук, другая - работник музея. Школу не посещает с седьмого класса, пробовала наркотики. К нам Алиса попала, когда ее сверстники были уже в 9 классе.

Алиса прекрасно рисует, но учиться в школе не хочет совсем, груба и вульгарна. Низкий образовательный уровень ее не смущает, она считает, что можно жить и так. И в этом случае самое трудное было начать заниматься. Большую помощь учителям оказывали обе бабушки. Они чаще Алисы приходили к учителям за консультациями, помогали ей выполнять все задания. Алиса посещала группу подготовки по всем предметам, но делала это с видимой неохотой. И вот на занятиях по литературе учитель предложил экстернам написать сочинение о каком-либо интересном случае из жизни. Работа Алисы о встрече с академиком Д. С. Лихачевым, на которую водила ее бабушка, произвела на всех учителей большое впечатление: сочинение было живо и увлекательно. Алиса обнаружила подлинное чувство юмора и умение интересно рассказать, выделить главное. Можно сказать, что с этого момента изменился характер взаимоотношений Алисы с учителями. Каждый учитель постарался дать позитивную оценку ее первой самостоятельной работе, не обращая внимания на правописание и пунктуацию. Теперь все учителя, занимаясь с Алисой, просили написать небольшие эссе по той или иной проблеме. Оказалось, что письменная речь девочки гораздо более содержательна и литературна, чем разговорная, в которой изобилует жаргон. С Алисой в общей сложности работали полтора года. Учили ее читать, понимать прочитанное, используя разработки по работе с книгой (см. приложение). На всех этапах Алиса читала, кратко писала, пересказывала. Догнать одноклассников нам не удалось, но в девятый класс Алиса пошла в школу по микрорайону. Через год получив аттестат, пришла к нам. Свои успехи оценивала очень высоко, хотя оценки были далеки от отличных. Алиса приняла решение идти работать и, возможно, учиться дальше.

Третий вариант предполагает подготовку по всем предметам (с выполнением целой серии зачётных заданий) и постоянное общение с учителями всех предметов.

Особенность этого варианта подготовки является поэтапное изучение предметов с поэтапным же прохождением итоговой аттестации. Экстерны проходят подготовку в течение учебного года и девять экзаменов сдают по мере освоения ими программы (см. таблицу 8). По этому варианту работала, например, группа из четырёх школьников, оставивших школу после 9-го класса, освоивших программу, готовых и желающих окончить 10-й и 11-й классы за 1 год. Все четверо экстернов этой группы успешно закончили основную школу:

ЗОЯ Л. – обучалась в гимназии, увлекается балетом, работает в театре, не может посещать занятия в школе из-за занятости. На продолжении образования настояли родители. Экстернат оказался «компромиссным вариантом». Большую роль в выборе этой формы подготовки сыграло и то, что оказалось возможным окончить школу на год раньше.

ШАМИЛЬ Д. – приехал из Уфы, где учился в гимназии, но в Санкт-Петербурге, сменив две школы и гимназию, нигде не прижился, не нашел контакта с учениками, чему в значительной мере способствовало его имя. Год оказался потерянным, поэтому мама была очень заинтересована в навёрстывании этого года. На первом этапе Шамиль такой заинтересованности не проявлял, и только после сдачи первых четырёх экзаменов мы почувствовали, что он сознательно стал относиться к подготовке, много читал и по ряду гуманитарных дисциплин проявил хорошие знания. В первое время с Шамилем приходилось решать и вопросы дисциплинарного свойства. Он опаздывал на занятия, пытался прогуливать. Систематические беседы, разъяснение смысла образования в экстернате заставили подростка осознать, что здесь идёт работа только над созданием условий для его дальнейшего образования. После окончания аттестации Шамиль чаще других приходит в экстернат, где продолжают интересоваться его успехами.

 

 

Таблица 8

№,п/п

Предмет

План

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

1

Литература

110

24

24

18/4*

18

12/10

14/10

Экзамен

2

Алгебра

76

18

18

12

14/10

14/10

Экзамен

3

Геометрия

70

16

16

16/4

16/4

6/2, экзамен

 

4

Физика

76

22

20

20/6

14/10

0/2, экзамен

5

Химия

78

20

20

20/6

18/6

0/2, экзамен

6

Биология

30

16/4

14/4

0/2, экзамен

 

 

7

География

24

18/4

6/4

0/2, экзамен

8

ОСЦ

22

10/2

12/6

0/2, экзамен

9

История

100

10

10

10

18

24

24/4

Экзамен

10

Выч. Тех.

36

18

18

24

 

 

11

Реч. культ.

18

9

9

 

 

 

12

Резерв

21

Использован на английский язык (3 х 7) + 26 часов индивидуальные консультации по английскому языку.

 
Итого

661

145/10

131/14

18/16

102/24

102/20

36/6

50/20

52/24

 

 

 

МАША К. – дочь капитана первого ранга, приехавшего из Клайпеды в прошлом году. Последние два года школу не посещала, поэтому отстала от сверстников. От посещения вечерней школы отказалась. Очень важно, что у Маши был большой запас знаний по гуманитарным дисциплинам. Она самостоятельно пыталась учить немецкий и шведский языки, а с физикой и математикой была явно не в ладах. Маша производила впечатление самостоятельной, но не всегда уверенной в себе. В первое время старалась не задавать вопросов, в основном всё записывала, но общение с достаточно раскованной и уверенной в себе Зоей, старание учителей расположить её к себе «раскрепостили» девушку. Маша начала активно интересоваться учёбой, её работы по литературе и истории показывали незаурядные знания и глубокое переживание того, что происходит в стране. Трудные условия, в которых оказалась семья Маши, желание помочь другим, способность к сопереживанию подтолкнули её к решению поступить на психологический факультет. Нельзя сказать, что удалось привить Маше любовь к дисциплинам политехнического цикла, но совместными усилиями удалось преодолеть возникавшие затруднения.

КАТЯ П. – вернулась из-за рубежа после трёхлетнего отсутствия. Отец работал по контракту в Калифорнии. Мать была занята на работе мало, поэтому имела возможность руководить образованием дочери. Катя посещала колледж, но окончить его не успела, решила завершить образование на Родине. Катя оказалась самой подготовленной в этой группе, занималась много и с удовольствием, искренне радуясь своим успехам.

Надо отметить, к сожалению, что в перечень аттестационных предметов не входит иностранный язык, но все четверо изъявили желание изучать его дополнительно, вне рамок расписания. К сожалению, уровень подготовки был различным, поэтому пришлось разделить их на две подгруппы. Занятия языком происходили по традиционной методике, по сути это было хорошо спланированное репетиторство, целенаправленное, проходящее под руководством опытных учителей и соответственно обеспечивающее хорошее освоение языка.

В особый вариант пока не выделяется работа группы экстернов, которые формируются по месту основной учёбы, но, вероятно, в ближайшее время этот вариант подготовки определится как ещё одна разновидность. Необходимость создания такого варианта диктуется требованиями практики. Группы этих экстернов формируются из числа студентов средних специальных учебных заведений (медицинские, музыкальные), не получающих аттестата о полном среднем образовании. Вместе с тем, некоторые студенты хотели бы поменять профиль деятельности и нуждаются в получении аттестата о полном среднем образовании. Каждый из них в праве выбрать любой из предыдущих вариантов, но из числа таких студентов удобнее формировать отдельную группу, так как образовательный уровень их однороден. В училище у них сданы экзамены за курс полной средней школы, и на основании представленной академической справки их можно засчитать в итоговой аттестации. Письменные экзамены (сочинение, алгебра, и начала анализа) учащиеся сдают обязательно, кроме того они должны выбрать ещё три предмета, и если у всей группы набор предметов одинаков, то и готовить их можно по одной схеме, учитывая их профессиональную направленность

Учащимся музыкального училища возможно перезачесть следующие предметы: история России, основы философских знаний, биология.

Подготовка экстернов по основным предметам предполагается в соответствии со следующим учебным планом:

 

групповые

индивидуальные

Алгебра и начала анализа

26 часов

4 часа

Литература

10 часов

-

Физика

20 часов

2 часа

Химия

20 часов

2 часа

Биология

6 часов

-

География

6 часов

-

 

Студенты имеют хорошую подготовку по гуманитарным предметам, поэтому основное внимание обращается на предметы политехнического цикла: планом предусмотрены групповые занятия и индивидуальные консультации (см. таблицу 9).

Допуском к экзаменам по физике, химии и началам анализа служит сдача зачётных работ, выполненных индивидуально и защищённых на индивидуальной консультации. В ходе работы в индивидуальном порядке может возникнуть необходимость дополнительной работы.

План-график подготовки экстернов музыкального училища.

Таблица 9

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Алгебра

Гр. 16,22

Гр. 6,13, 27

Инд. 10, 24

17

Инд. 10, 24

Инд. 8, Э

 

Физика

Гр. 28

Гр. 8,28

Инд. 17, 31

Гр. 3, 8,16

Инд. 2, 14

Инд. 12, Э

 

Химия

Гр.

 

Гр. 12, 19, 30

Инд. 28

Гр. 5, 12, 20

Инд. 6, 13, 18

Инд. 15, 21, Э

Биология

Консультации по индивидуальному графику

География

 

Как видно из приведённого расписания, все экстерны начинают подготовку по трём предметам сразу. По алгебре и началам анализа они прослушивают блок теоретического материала, в ходе занятий каждый экстерн получает контрольные задания для самостоятельного выполнения. Зачёт по этим заданиям экстерны получают на индивидуальных консультациях. Время проведения консультаций регулируется самим экстерном. Первая работа может быть сдана после прохождения соответствующего материала, до того как закончен весь теоретический блок. Получение зачётов за два письменных задания даёт право на допуск к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа. Одновременно по такой же схеме идёт подготовка к итоговой аттестации по физике и химии.

Возможная форма итоговой аттестации по курсам географии и биологии – защита реферата. В ходе индивидуальных консультаций, по тестовым заданиям выявляется общая подготовленность экстерна по курсу; обсуждаются вопросы, связанные с написанием реферата.

Экстерны в этой группе неплохо подготовлены по гуманитарным дисциплинам, но предметы политехнического цикла вызывают у них определённые трудности. Незначительное количество часов, отводимое в музыкальном училище на физику, химию и математику, недостаточно для того, чтобы уверенно подойти к итоговой аттестации. Даже в, казалось бы, «однородных» группах образовательные запросы могут сильно разниться. Например, ИВАН З. (из числа занимающихся в группе студентов музыкального училища) собирается поступать в Академию кино по специальности режиссёр звукозаписи. Физика не вызывает у него никаких трудностей, он с лёгкостью выполняет практические задания. Его одногруппница СОНЯ А. собирается поступать в Университет на психологический факультет, и для неё все предметы политехнического цикла неинтересны, а потому трудно усваиваются. Она нуждается в индивидуальной помощи, поэтому в её маршрутном листе появляются дополнительные индивидуальные консультации по физике и математике. Зато подготовка к сочинению, истории России не представляет для Сони никакого труда; уровень её подготовки по этим предметам намного выше, чем у остальных экстернов.

Совсем по-другому выглядит подготовка студентов из медицинского училища (см. таблицу 9).

 

 

 

 

План-график подготовки экстернов медицинского училища

Таблица 9

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Алгебра и н/анализа

(20 часов)

Гр. 16, 22

6, 13, 27

Инд. 20

Э

Инд. 8

 

 

 

Литература (10 часов)

 

Гр. 24

Гр. 22

16, Гр. 23

Инд. 12,18

Э

История (16 часов)

Гр. 16, 28

Гр. 12, 18

Э

 

 

 

ОСЦ

 

 

Гр. 4, 8

 

Э

 

География

По индивидуальному графику

 

По итогам аттестации в медицинском училище экстерну можно засчитать аттестации по геометрии, физике, химии, биологии. Предметы, которые в учебном плане представлены в недостаточном объёме и по которым у экстернов нет итоговой аттестации, вынесены для рассмотрения в группе как обязательные. На групповых консультациях представлены основные обзорные вопросы курса. Схема работы по алгебре и началам анализа та же, что и у «музыкантов»; консультации по литературе предусматриваются один раз в месяц, с тем, чтобы дать возможность экстернам прочитать необходимый материал.

Кроме того, стали появляться экстерны, которых мы пока не выделяем в отдельную группу и условно называем «заочниками». Пока «заочников» в экстернате единицы, но есть основания полагать, что число их будет расти. Как образно написал один наш экстерн, «Не надо ходить в школу – школа сама пришла ко мне в дом».

Многих молодых людей, работа которых связана с переездами, этот вариант очень устраивает. Для организации работы по этому варианту материалы всех курсов условно разбиваются на «модули», или «зачёты». Учащиеся получают специально составленные лекции или адресацию к материалам учебника, на основе которых они должны выполнить зачётные задания. Материалы для заочников сопровождаются большим количеством вопросов для самоконтроля и самооценки. Затем идёт ряд заданий, выполнить которые, не проработав всего материала, невозможно. Зачётные работы по дисциплинам могут иметь вид теста, реферата, сочинения. Свои ответы экстерны посылают в экстернат по почте. Для данной группы экстернов идеальным могло бы стать дистанционное обучение. Его организация является перспективным направлением в работе экстерната в ближайшее время.

В особую группу выделяются обратившиеся в экстернат не для получения аттестата; их цель – пополнение своих знаний за счёт самообразования под руководством учителя, приведение уже имеющихся знаний в определённый порядок. В этом случае люди учатся только тому, что хочется и нужно знать им. Однако поскольку самообразование в любом виде и для любых целей должно идти определённой системе, при которой человек привыкает мыслить логически при изучении любого раздела знаний, Этой категории предлагается система приёмов самообразования

Многие с интересом работают с библиографическими указателями, картотеками, каталогами – всё это может и должно стать предметом изучения в экстернате. У части молодых людей этот вопрос решается проще: они используют компьютер.

 

Во всех описанных вариантах подготовки экстернов фигурируют общепринятые понятия, определяющие формы учебной деятельности, которые в приложении к работе с экстернами приобретают некоторый специфический оттенок.

Основные понятия: маршрутная книжка; план-график подготовки; групповая подготовка; поэтапное изучение предметов; дополнительная (индивидуальная) консультация с элементами промежуточной аттестации; индивидуальная консультация.

Рассмотрим особенности, которые возникают в содержании общих понятий при их использовании в экстернате.

1. Маршрутная книжка – основной документ, с помощью которого фиксируется работа экстерна. Маршрутная книжка включает в себя все сведения об экстерне, регламент работы экстерната, календарный план подготовки экстерна, экзаменационный лист, а также сведения о получении учебной литературы и методических пособий. Маршрутная книжка заполняется в момент поступления экстерна и всё время его подготовки и прохождения итоговой аттестации (после получения аттестата маршрутная книжка остаётся в архиве).

На первом этапе работы с экстерном основной частью совместной деятельности является выработка плана, который заносится в маршрутную книжку. Экстерны, которые не проходят систематической подготовки в экстернате, договариваются только о сроках прохождения итоговой аттестации. Все же остальные согласовывают с заместителем директора сроки групповых и индивидуальных консультаций. Для большинства экстернов маршрутная книжка заполняется не сразу. Например, определяется срок итоговой аттестации по двум-трём первым выбранным дисциплинам, затем планируется следующий этап.

2. План-график подготовки экстерна. У каждого экстерна свой образовательный маршрут и расписание. Исключение составляют экстерны, которые проходят подготовку по всем образовательным предметам: в соответствии с планом на весь период подготовки (8 месяцев). Все же остальные экстерны имеют свой маршрут. Если этот маршрут предполагает групповую подготовку, то на некоторый период времени маршруты этих экстернов совпадут, что совсем не означает их дальнейшего совпадения, напротив, для некоторых подготовка программ по физике может быть в самом начале, а для других – это последний учебный предмет, который предстоит освоить. В маршрутную книжку экстерна вносится и подготовка в группах и индивидуальные консультации.

3. Групповая подготовка планируется не более четырёх раз в месяц (или реже). Одно занятие длится 2 часа 15 минут, т. е. 3 академических часа. По содержанию такие консультации могут носить установочный, обобщающий или повторительный характер. Важно, что за весь предполагаемый период будет охвачен весь курс см. таблицу 11)

Таблица 11.

Предмет

Групповые

Инд-ные

Литература

20

20

Алгебра

20

10

Геометрия

20

10

Физика

20

10

Химия

20

10

История

30

О С Ц

6

Биология

6

География

6

 

4. Поэтапное изучение предметов. Экстерн в течение каждого временного промежутка готовится одновременно не более, чем по трём предметам. Данный подход позволяет добиться эффекта «погружения» в предмет, что уже, само по себе, несёт предпосылки для получения системных и глубоких, в высокой степени осознанных знаний (см. опыт циклового обучения). Важным результатом поэтапного изучения предметов является уменьшение непродуктивных контактов учителя и экстерна, так как необходимо учитывать тот факт, что по данной схеме готовятся в основном уже работающие молодые люди, у которых был значительный перерыв в обучении, одновременное освоение большого количества предметов для них достаточно сложно.

Данный подход позволяет достигнуть положительных результатов благодаря изменениям в организации учебного процесса: обучение в малых группах; наличие групповой и индивидуальной подготовки; перераспределение учебного материала; более плотная подача учебной информации; поэтапное прохождение итоговой аттестации (см. учебный план); прохождение каждого предмета завершается экзаменом.

План-график подготовки экстернов, занимающихся по трём предметам представлен в таблице 12:

Таблица 12

Предмет

февраль

март

апрель

май

июнь

математика

20 гр.

15, 20

-

14, 21, 30

-

-

6,13,20

14, 21

-

экзамен

6 инд.

физика

18 гр.

18, 25

-

15, 28

-

12, 30

-

-

16,28

экзамен

4 инд.

химия

18 гр.

23

-

2, 9

29

14, 28

16

12

-

экзамен

4 инд.

Использование такого подхода дает возможность экстерну самому решать, по каким предметам начинать подготовку и сколько времени выделить на их подготовку. Важным является и то, что результатом окончания работы над предметом выступает экзамен. Сессионный подход, заложенный в типовом положении об организации экстерната, предполагает, что экстерн за полтора месяца должен сдать девять экзаменов, что на самом деле маловероятно, особенно для тех, кто не учился долгое время.

Кроме того, очень важным оказывается эффект "первого успеха". Экстерн реально видит свое продвижение в образовательном маршруте. Сдача каждого экзамена символизирует собой этап прохождения маршрута, укрепляет уверенность человека в том, что он и дальше – при необходимых условиях – будет в состоянии справляться с запланированным графиком учебной работы. В случае неудачи (не удается преодолеть экзамен) экстерн через полгода может повторно пройти аттестацию только по этому предмету.

Система работы над поэтапным изучением учебных предметов

Организация поэтапного изучения учебных предметов осуществляется в рамках работы над образовательной программой индивидуального обучения. Значимые ее составляющие:

1. Структурирование учебного материала:

- в зависимости от того времени, которое экстерн может посвятить изучению данного предмета, учитель должен разбить все учебное время на периоды подготовки. Для стандартных групп, занимающихся по тридцатичасовой программе, и для экстернов-заочников эта работа уже сделана, т. е. весь учебный материал заранее разбит на определенное количество блоков, подготовлено необходимое методическое сопровождение.

В случае если экстерну необходим особый режим изучения материала, то вместе с ним определяется и объем материала для каждого этапа, и те практические работы, которые должны быть выполнены в зависимости от потребностей, возможностей, степени подготовленности, временных возможностей экстернов.

2. Согласование структуры учебного материала.

Эта деятельность полностью зависит от квалификации учителя, его умения понять, в какой помощи нуждается экстерн. В зависимости от ситуации учитель выделяет логически законченные темы, укладывающиеся во временные рамки. На этом этапе планируется и количество индивидуальных консультаций. По представленным планам можно судить, насколько четко учитель прорабатывает этот этап взаимоотношений с экстерном.

3. Создание системы внутрикурсового контроля.

Формы и сроки контроля устанавливаются в зависимости от формы и сроков прохождения материала. По алгебре, геометрии и физике выполняются контрольные работы, тесты; при подготовке по географии, например, формой контроля выступает индивидуальная беседа. Экстерны выбирают чаще всего такую форму проведения итоговой аттестации, как защита реферата; на всех этапах работы с рефератом экстерну оказывается необходимая помощь.

4. Информационная поддержка учебного процесса:

- согласование формы, сроков, характера подготовки аттестации с экстернами и их родителями;

- обучение работе с маршрутной книжкой экстерна, ознакомление с циклограммой работы экстерната;

- проведение инструктажа, выявление учителем объективных и субъективных факторов общения с каждым из экстернов (эта работа ведется постоянно и не регламентируется проведением специальных совещаний).

Диалог и коррекция образовательного маршрута ведется весь период подготовки экстерна. В этот диалог включены администрация, учителя, экстерны, родители, члены семей, согласование изменений и выработка оптимальных условий достигаются многократным обсуждением.

5. Выбор оптимальных условий для проведения подготовки:

- определение времени, периодичности проведения групповых и индивидуальных консультаций (возможных вариантов подготовки);

- создание методического обеспечения для максимально возможных вариантов подготовки.

6. Критерии эффективности подготовки экстернов.

В качестве критериев можно выделить удовлетворенность экстернов процессом подготовки (выявляется в ходе бесед, опросов, анкетирования). Как показали материалы, 93 % респондентов удовлетворены организацией работы экстерната и подготовкой, полученной в нём. За два последних года 62 % получивших аттестацию в экстернате поступили в вузы и техникумы; 19 % – изменили свой профессиональный статус.

Качество знаний не может является ведущим критерием в оценке деятельности. В экстернате проходят подготовку экстерны с полярным отношением к учебе и крайне разной образовательной подготовкой. Поэтому говорить об "однородности" качества знаний сложно. В любом случае критерием оценки качества знаний является итоговая аттестация. За два года в экстернате прошли аттестацию 164 человека. 14 человек не справились с предъявляемыми требованиями и не завершили образование. 12 % окончивших показали хорошие и отличные знания.

7. Анализ полученных результатов.

Первые два года деятельность экстерната нацелена на определение преимуществ и недостатков данного подхода к подготовке экстернов, причин их возникновения, и путей их устранения.

8. Постоянная корректировка деятельности.

 

Преимущества организации поэтапного изучения предметов

Поэтапное изучение предметов, поддержанное представленной выше, его организацией обеспечивает:

- экономию времени экстернов;

- погружение в изучение одного или двух предметов дает возможность достигнуть близкую, реальную цель, что очень важно для успешного продвижения в образовательном маршруте; получение оценки своей деятельности на промежуточном этапе является безусловным стимулом, дает экстерну возможность поверить в свои силы, утвердиться в успешности своей деятельности:

а) экстерны, имеющие большой перерыв в учебе, могут, в выборе темпов получения образования наверстывать упущенное столько времени, отводя на изучение предмета столько времени, сколько реально для этого нужно;

б) осваивающие курс по повышенному уровню имеют возможность получить необходимые индивидуальные консультации.

- адекватную самооценку, определяющую возможности самореализации и продолжения обучения.

Осуществление поэтапного изучения предметов является ключевым моментом, отличающим экстернат от других видов образовательных учреждений, основой индивидуального сопровождения. Все изменения, которые по мере работы претерпевает образовательная программа индивидуальной подготовки, касаются прежде всего этого направления работы.

Необходимо рассмотреть вопрос и о трудностях поэтапного изучения предметов.

Трудности реализации поэтапного изучения предметов.

Объемность некоторых базовых курсов не позволяет уделить достаточно времени для освещения всех тем.

Структурирование материала в практике работы нередко формально повторяет школьный курс, нарушая логику освоения тем, продиктованную избранным в каждом конкретном случае сроком изучения курса.

Невозможность быстрого создания учителями материалов для сопровождения курсов.

 

5. Дополнительные (индивидуальные) консультации с элементами промежуточной аттестации. У каждого экстерна после получения групповых консультаций остаётся время для индивидуальной работы с учителем, например, из подготовки в 20 часов, остаётся 3 часа на индивидуальную работу. Это время используется на выполнение практических заданий (физика, химия), выполнение контрольных заданий. Механизм организации дополнительных индивидуальных консультаций показан выше. Обязательные индивидуальные консультации не используются для восполнения пробелов (для этого экстерн может взять себе дополнительную индивидуальную консультацию). Во время этой консультации экстерн отчитывается о проделанной работе и получает промежуточную аттестацию. В зависимости от возникших учебных проблем и стоящих перед экстерном задач, подготовка по данному предмету может быть продолжена в индивидуальном порядке. При эффективном использовании дополнительных и индивидуальных консультаций открываются большие возможности для преодоление учебных проблем, ранее стоявших перед экстерном, преодоление отставания, для формирования устойчивой целостной системы знаний.

6. Индивидуальная консультация. На любом этапе своей подготовки экстерн, почувствовав необходимость, может использовать индивидуальную консультацию. Время её проведения и тема регулируются взаимной договорённостью с экстерном и вносятся в общую стоимость подготовки. Необходимость в индивидуальных консультациях возникает у многих экстернов. Специфика их заключается в том, что здесь надо дать экстерну инструмент в самостоятельном освоении предмета, учитывая его возможности. Для этого преподаватели разрабатывают рекомендации по овладению навыками самостоятельного обучения.

Анализ работы по индивидуальной подготовке экстернов показал необходимость особого подхода к управлению экстернатом. Рассмотренные варианты подготовки экстернов не являются окончательными и модифицируются в зависимости от склонностей, возможностей и потребностей экстернов.

Специфику организации образовательной деятельности в экстернате отражают следующие категории: маршрутная книжка; план-график подготовки; поэтапное изучение предметов; дополнительная индивидуальная консультация с элементами промежуточной аттестации.

Сущность индивидуального сопровождения экстерна по образовательному маршруту наиболее полно проявляется в поэтапном изучении материала, предполагающем выделение таких значимых составляющих его подготовки и реализации: структурирование учебного материала, согласование структуры учебного материала в диалоге экстерн-учитель; внутрикурсовой контроль; информационная поддержка учебного процесса; критерии эффективности подготовки экстерна; анализ результатов и постоянная корректировка деятельности экстерната.



* В числителе часы групповых консультаций, а в знаменателе – индивидуальных.

 

Добавить комментарий