Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон

Подписаться на новости школы

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Глава 2. ЭКСТЕРНАТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Во второй главе представлено описание работы экстерната как образовательного учреждения индивидуального обучения.

Деятельность экстерната как нового институционального образования зависит от объективных факторов: позиции государства, правовой базы и финансирования, – и субъективных: грамотной управленческой деятельности руководителя, наличия подготовленных педагогических кадров и соответствующего материального обеспечения.

Анализ практической деятельности экстерната включил в себя изучение контингента, который обращается в экстернат. Далее рассматриваются этапы создания образовательной программы индивидуального обучения и получения среднего образования в форме экстерната.

Первый этап – выработка подходов к созданию программы, соотнесение общих педагогических принципов с теми особенностями, которые обусловлены спецификой контингента. Центральная идея управления экстернатом – его нацеленность на индивидуальное сопровождение экстернов. В основу программы положено изучение уровня реальной подготовки экстернов, их отношения к образованию. Важным аспектом подготовки программы явилось изучение ориентации учителей на индивидуальную работу с разными категориями экстернов, на их специфические запросы.

Второй этап работы над программой – это этап её постоянного совершенствования и модификации, приведение её в соответствие с изменениями, которые привносит в экстернат каждый экстерн.

Таким образом, особенности управления в образовательном учреждении индивидуального обучения определяются особенностями контингента и подчинены построению новых отношений между обучаемым и обучающим, закрепляются единством их целей. Представленная в исследовании модель управления экстернатом выявляет как социальную значимость данного образовательного учреждения, так и его личностную ориентацию. Эти две составляющие – социоцентрическая и личностно-ориентированная – в своем единстве проявляются в социально-педагогических условиях, необходимых для существования экстерната как образовательного учреждения.


§ 1.Особенности контингента экстерната

За два года работы экстерната на базе ИОВ РАО к его услугам обратились 164 человека.

Это в основном те, кто «выпал» из системы среднего образования и не в состоянии самостоятельно решать свои образовательные, социальные, личностные проблемы.

Рассматривая особенности контингента, обращающегося в экстернат, можно сделать вывод, что он по своему составу близок к контингенту вечерней сменной школы (шк. для с. п.). Данные исследований осуществлённых лабораторией социально-педагогических исследований ИОВ РАО показывают спектр причин, по которым школьники бросают дневную школу и вынуждены обратиться в сменную. Опрос экстернов по этим же позициям и их сравнение с исследованиями лаборатории приведены в таблице № 1.

Сравнительный анализ исследований лаборатории ИОВ РАО и Экстерната

Таблица 1

Причины

Данные лаборатории, %

Экстернат, %

1. Отсутствие стремления понять особенности ребёнка

60

48

2. Формальное, незаинтересованное отношение учителей к детям.

47

51

3. Отсутствие требуемой помощи ребёнку в учебных делах

36

40

4. Невнимательное отношение к физическому состоянию ребёнка.

22

18

5. Недостаточное внимание к проведению детьми свободного времени

16

6. Высокий уровень требований.

14

Схожесть проблем, побудивших подростков сменить форму получения образования, очевидна.

Сотрудниками лаборатории социологии ИОВ РАО проведены исследования ориентации выпускников разных типов школ и их потребностей. Поскольку в экстернат обращаются молодые люди, возраст которых совпадает с возрастом выпускников (или чуть выше его), нам представляется интересным проведение исследования по тем же методикам (опрос, анкетирование, беседы) категории экстернов. В анкетах экстернам предлагался такой же перечень вопросов, что и выпускникам школ, нацеленных на изучение жизненных позиций, социальных потребностей, мотивации образования. Приведём таблицу сравнения выводов (см. табл. 2)


СРАВНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ВЫВОДОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЭКСТЕРНОВ

Таблица 2

Выпускники школ

Экстерны

1

Мы убеждаемся в том, что сознание молодёжи выступает чутким индикатором социальных перемен. Сегодняшняя петербургская школа выпускает в жизнь новое поколение прагматически настроенной молодёжи, которая задумывается, прежде всего, о сохранении и укреплении здоровья, стремится к материальному благополучию, желает получить хорошую, надёжную работу, мечтает в будущем обрести собственную семью, домашний комфорт. При этом в своих притязаниях молодёжь руководствуется достаточно высокими жизненными и социальными стандартами.

Совпадает полностью

2

Характерной чертой выпускников полной средней школы Петербурга является высокий уровень их образовательных запросов. Абсолютное большинство связывает своё ближайшее будущее с продолжением образования. За последние годы устойчиво доминирует ориентация на поступление в вуз, большинство выпускников смотрит в будущее с оптимизмом или, по крайней мере, без особого страха, надеясь добиться поставленных целей, хотя оставаясь реалистами, понимая, что трудности и препятствия на жизненном пути неизбежны.

Экстерны показывают полярный уровень образовательных запросов. Среди них те, кто собираются продолжать образование в вузах. Уровень реальной подготовки экстернов тоже очень различный, но большая часть экстернов
(70 %) связывает своё будущее с продолжением образования.

3

У значительной части молодых людей, окончивших среднюю школу, уже сложились определённые профессиональные ориентации. Структура этих ориентаций достаточно устойчива, существенно не изменилась по сравнению с опросами 1993-95 г г. В целом преобладают ориентации на профессии гуманитарной сферы деятельности, на втором месте по распространённости – ориентации на профессии финансово-экономической и управленческой сферы и только на третьем профессии производственно-технической сферы. Выпускников школ не привлекает работа в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве. В пятёрку наиболее престижных профессий по-прежнему входят «юрист», «предприниматель», «менеджер», «экономист», «журналист». Катастрофически упал в глазах петербургских выпускников престиж промышленного рабочего.

Обнаруживаются существенные различия в характере профессиональных ориентаций юношей и девушек. Первые в большей степени ориентированы на профессии производственно-технической сферы, вторые – на овладение гуманитарными профессиями.

У экстернов нет четкого преобладания интересов к профессиям гуманитарной сферы деятельности (возможно, незначительное количество респондентов), на первое место выходят ориентации на профессии финансово-экономической и управленческой сферы, техническое образование.

4

Все же мы убеждаемся, что молодёжь не является пассивным продуктом обстоятельств, податливым объектом идеологической обработки и социальных экспериментов. Это прежде всего проявляется в упорном неприятии многими выпускниками проводимых в стране экономических реформ. В то же время молодежь вовсе не выступает за реставрацию порядков эпохи «зрелого социализма». Прежде всего недовольна теми «шоковыми» методами, с помощью которых осуществляется реформирование.

Многие экстерны уже заняты в сфере обслуживания, в промышленности, связывают свою судьбу со службой в рядах ВС, ОМОН, МВД. Часть экстернов уже занята различными видами деятельности, что нередко и служило причиной их ухода из общеобразовательной школы. Они недовольны школой, в которой учились. Все перенесли жизненную неудачу или встретились с трудностями, которые без посторонней помощи преодолеть не удалось.

Данные исследования представлены в сборнике «Выпускник '96» [39]. Сравнение ответов выпускников общеобразовательных школ и экстернов показывает, что по ключевым жизненным представлениям их позиции совпадают. Отличием же является то, что:

1. Экстерны сознательно пришли к решению о необходимости получить среднее образование.

2. Практически у всех экстернов наблюдается ярко выраженный усложнённый социальный фон, который мешает продолжить учение в традиционной форме, в том числе и в вечерней школе.

На сегодняшний день вечерняя школа предлагает большую индивидуализацию, чем дневная школа (заочное обучение, сменные классы, семестровая подготовка, двухгодичная подготовка, ускоренные классы подготовки за один год). Но даже в этом разнообразии форм некоторые молодые люди не находят свою, наиболее приемлемую форму образования, учитывающую особенности их жизненной ситуации. Как показывает практика, им необходим организованный и поддерживаемый учебным заведением образовательный маршрут, в силу того, что у них, как правило, низкий уровень общеобразовательной подготовки, у большинства разрушены навыки самообразования, и, что самое главное, нет возможности изучать курс традиционным образом в силу временных причин.

Работа над созданием индивидуального образовательного маршрута будущего экстерна начинается с беседы. Абсолютное большинство обращающихся в экстернат во время первой беседы выясняют все детали подготовки, стараются понять, в чём особенность этого типа учебного заведения. Взрослые, как правило, готовы изложить свою проблему, расположены к сотрудничеству и охотно принимают первую помощь.

Сложнее с теми (чаще подростками), чьё обращение в экстернат определилось волей родителей. Это подростки без определённой жизненной цели, за плечами которых или негативный учебный опыт, или серьёзный конфликт в школе или дома. Часто у этих подростков очень низкий образовательный уровень [122].

Родители неохотно посвящают в содержание конфликта своего ребёнка и учителя, стараются скрыть, что источником и инициативной стороной в конфликте был именно ребёнок. Они стараются обойти сложное для себя признание в том, что их ребёнок был не прав, не мог вовремя переломить себя и извиниться, поэтому стараются переложить вину на учителей. Первая беседа с экстерном самая трудная и продолжительная (см. приложение № «стенограмма беседы»). Большинство старается узнать как можно больше деталей и особенностей о деятельности экстерната, сравнить с вариантами его организации в других учебных заведениях. При этом не все с явной откровенностью рассказывают о себе, стараются умолчать о главном. Чаще всего это случаются с людьми школьного возраста, пришедшими вместе с родителями, т. к. причиной, по которой они оставили школу, как правило, является конфликт с учителями, раскрывать суть которого не всегда приятно. Но, как показывает опыт, педагогам экстерната знать причину этого конфликта очень важно для дальнейшего общения с экстерном.

Противоречия, создающиеся действиями неблагоприятных жизненных факторов, в экстернате должны быть нивелированы за счет создания необходимых организационно-педагогических условий и мобилизации внутренних ресурсов самого процесса обучения посредством разработки определенной дидактической стратегии, учитывающей особенности субъекта в условиях обучения [106], при которой взрослый человек сам должен быть «творцом» своей образовательной деятельности.

Причины, побудившие людей обратиться в экстернат, очень разные, однако все экстерны искали, в первую очередь, отличную от традиционной форму получения образования. Среди наиболее часто встречающихся объяснений можно назвать следующие:

1. Желают получить образование, занимаясь индивидуально, из-за возникающих затруднений в общении со сверстниками.

2. Ищут пути высвобождения времени, возможность регулировать процесс получения образования (его ускорение или замедление).

3. Не имеют возможности посещать школу по состоянию здоровья.

4. Имеют индивидуальные образовательные запросы.

Изучение причин, которые побудили людей обратиться в экстернат, показывает, что на первом этапе выбора формы получения образования человек ищет прежде всего удобную для себя форму. К понятию «удобства» экстерны относят прежде всего: учёт со стороны экстерната той жизненной ситуации, в которой они оказались; создание комфортных условий для своей подготовки; учёт психологических факторов на индивидуальном уровне.

Приведём примеры, иллюстрирующие возможность удовлетворения в экстернате особых запросов экстернов:


 

 

Подростки

Молодые люди

Социальные условия

Аня Ф., перспективная фотомодель. Успешно обучается в школе с углублённым изучением английского языка. По роду работы не может посещать школу, но, вполне владея навыками самоподготовки, способна готовиться к экзаменам самостоятельно.

Процесс аттестации у Ани занял всего 4 месяца.

Елена З. Школу оставила после 9-го класса по семейным обстоятельствам. Работает в частной фирме с жестким графиком. Посещать вечернюю школу не может во временном отношении.

В экстернате получила возможность сдавать последовательно все общеобразовательные предметы. Хотя время подготовки у Елены затянулось, но она смогла успешно поступить в институт.

Таким образом, возможность выбора собственного маршрута в образовательной программе и определила обращение в экстернат.

Создание комфортных условий подготовки

Кирилл К., ушел из школы потому, что почти по всем предметам показывал неудовлетворительные знания, имел постоянные нарекания дисциплинарного характера.

Работа в экстерне, с глазу на глаз с учителем, в отсутствии сверстников, показала, что Кирилл вполне обучаем и даже успешен в некоторых областях, хотя работать долго не может и делает успехи только, если его постоянно оценивать и поощрять за любой ощутимый успех.

Во многом это условие связано с причинами ухода из массовой школы.
У подростков могут возникать трудности с общением в коллективе, связанные с их личностными качествами. Вечерняя школа этих проблем тоже не снимает.

Наталья И., восьмилетнюю школу окончила в 1972-м году. О дальнейшем образовании не помышляла, но неожиданно появился вариант повышения по службе, который мог состояться только при наличии среднего образования. Наташа записалась в вечернюю школу, но в классе её сразу окрестили «мамой», и посещать школу она не стала.

Экстернат предоставил возможность работать индивидуально, да и группа экстернов подобралась близких по возрасту.

Экстернат даёт возможность чувствовать себя комфортно в условиях обучения.

Психологические условия

Михаил У., увлечён биологией. Постоянный посетитель зоологического музея, принимает участие в экспедициях университетских учёных, имеет печатный труд. В школе его считают ненормальным, причём это мнение не только учеников, но и учителей. У Михаила ярко выраженный глазной тик, что тоже является поводом для насмешек. После окончания экстерната поступил на биофак университета.

Дмитрий Х., серьёзно занимается самообразованием, сфера его интересов (радиоэлектроника, сейчас мало популярна) привела к созданию собственного предприятия по ремонту радиоаппаратуры. Осознание необходимости обучения присутствует у Дмитрия давно, но очень серьёзны подходы к выбору областей знаний, необходимых для обучения. По его словам, в школе всех стригут под одну гребёнку, а он давно идёт своим путём.

Экстернат даёт возможность получить образование экстерном людям с разными устремлениями, начальными знаниями и возможностями прохождения образовательного маршрута.

Чтобы обеспечить действительно индивидуальный образовательный маршрут каждому экстерну, необходимо проанализировать причины, побудившие его оставить общеобразовательную школу. На вопрос «Какие причины побудили оставить школу?» от экстернов были получены следующие ответы:

«Надоела мне школа, всё однообразно, уроков каждый день много, домой прихожу поздно, уроки делать лень. Всё, чему учат в школе, можно освоить быстрее».

«Не сложились отношения с одноклассниками, они считают меня «умным», дразнят».

«Учиться в школе скучно. В жизни столько интересного, такого, что можно сделать только в молодости, а тут по семь уроков каждый день. Буду заниматься тем, что мне нравится, а не вычислять с помощью интеграла площадь мифических фигур».

Приведённые ответы показывают, что обратиться в экстернат побудил прошлый отрицательный учебный опыт [197] и поиск принципиально другого подхода к получению образования. Эти мотивы были проанализированы применительно к каждому потенциальному экстерну, чтобы не повторить предыдущей ошибки в подходе и обеспечить подростку возможность не только преодолеть прошлые неудачи, но и создать условия для его успешного продвижения в учебном процессе.

Итак, у подростков обращение в экстернат прежде всего возможность «избежать» повторного негативного опыта в учении, эмоционального дискомфорта, связанных с неблагоприятно для них складывающейся школьной ситуацией. При этом у одних это плохая успеваемость и ею обусловленные конфликты, у других – при хорошей успеваемости – неудовлетворённость теми условиями обучения, которые тормозят личную инициативу, темпы обучения, реализацию конкретных жизненных планов.

Более взрослые люди ищут условия, помогающие им самостоятельно регулировать процесс получения образования (его ускорение или замедление) в соответствии с их конкретной жизненной ситуацией; они ценят возможность индивидуальных занятий с педагогами, поскольку имеют значительный перерыв в учении (многое забыто или не было освоено).

Люди, обратившиеся в экстернат (оставившие школу 5 и более лет назад), как правило, имеют следующую мотивацию:

1. поняли, что нужно образование —

2. не имели возможности учиться раньше —

3. образование необходимо для профессионального роста —

4. прочие причины —

46 %

33 %

15 %

6 %

Обращение в экстернат у взрослого человека очень часто основано на удовлетворении конкретного желания получить образование, то есть, связано с инструментальными потребностями. Но по мере включения в учебную деятельность, человек начинает менять своё отношение к образованию. Происходит изменение его отношения к жизни в целом. Процесс самоутверждения, осознания своих возможностей, появление и расширение познавательных интересов побуждают его задуматься о дальнейшем жизненном пути с позиций уже полученного образования. Таким образом, экстернат удовлетворяет не только инструментальные потребности человека, но и старается возвысить их, стимулировать пробуждение терминальных потребностей.

На основании бесед, анкетирования, анализа биографий можно сделать вывод, что все обратившиеся в экстернат имеют усложненный социальный фон или находятся на таком этапе жизненного пути, когда они нуждаются в поддержке, а иногда и в реабилитации. Сам факт их обращения в экстернат обусловлен прежде всего социальными, а затем уже педагогическим факторами.

Особую категорию экстернов составляют лица, не имеющие возможности по состоянию здоровья учиться в традиционно сложившихся школьных условиях; в их ситуации процесс обучения в наибольшей степени должен «приспосабливаться» к реальным жизненным обстоятельствам.

Не анализируя конкретные позиции экстернов в отношении образования, следует подчеркнуть то общее, что их объединяет.

Изучение социальных и образовательных потребностей экстернов, анализ причин выбора данной формы получения образования и их реальная учебная подготовка позволили разработать примерную характеристику экстернов для определения основной стратегии работы с ними. В основу характеристики положены три показателя: возраст; отношение к образованию; уровень реальной учебной подготовки.

I. ВОЗРАСТ

Среди обратившихся в экстернат с учётом возраста выделяются две основные группы молодых людей: подростки (до 17-ти лет) и взрослые (старше 17-ти лет).

Подростки - это те, кто оставил школу в текущем или в прошлом учебном году. Состав их очень неоднороден, среди них можно выделить группы:

- практико-ориентированные - 18 %. К этой группе подростков можно отнести тех, кто уже выбрал направление дальнейшей учёбы или работы (например те, кто профессионально занимаются музыкой, танцами и т. д.). Подростки, которые в школе были увлечены изучением какого-либо одного предмета, тоже попадают в эту группу;

- уже работающие подростки - 16 %. В этой группе подростки, которые вынуждены работать, так как семья не может полностью их обеспечивать, поступление в вечернюю школу для них невозможно, так как частные фирмы не предоставляют льгот обучающимся. Свободный режим занятий, практически неограниченное время получения образования даёт возможность обучаться в экстернате. В этой же группе подростки, занятые в семейном бизнесе, заинтересованно работающие и продолжающие образование;

- «проблемные» подростки - 42 %. Спектр проблем, которые имеет эта группа, очень обширен. В группе выделяются подростки, которых родители в младших классах определили в престижные гимназии, но со временем выяснилось несовпадение желания родителей и образовательных потребностей подростков. В результате возникает конфликт в семье, в школе и, как следствие, отказ её посещать. Для этой группы подростков экстернат – выход из создавшегося сложного положения.

- подростки со слабым здоровьем - 11 %. В школах организована работа с учащимися, имеющими слабое здоровье, но многие родители хотят создания более комфортных условий для обучения своих детей и, соответственно, более высокого качества образования;

- прочие - 13 %. Среди них подростки, вернувшиеся из-за рубежа и желающие наверстать упущенное время, а также уезжающие за рубеж на постоянное место жительства и другие.

Среди взрослых, обратившихся в экстернат, можно выделить следующие группы:

- обучавшиеся, но не окончившие средние специальные учебные заведения - 39 %;

- имеющие перерыв в учёбе более 3-х лет - 46 %;

- желающие поступить на службу в МВД, ОМОН - 11 %;

- прочие причины - 4 %.

Отношения со взрослыми экстернами строятся, как правило, легче, чем с подростками. Учителя не чувствуют противодействия с их стороны, а наоборот – ощущают неуклонное их желание идти навстречу. Отношения со взрослыми в экстернате строятся без участия родителей, зато часто появляются члены семьи (жены, мужья, сёстры), которые выражают не только большую заинтересованность, но оказывают помощь в самообразовании. Случаи, когда жена или муж присутствуют на консультации, советуются с учителями, как лучше помочь в подготовке, «болеют» на экзаменах, достаточно часты. Естественно, самыми подготовленными из этой группы экстернов являются те, кто не закончил среднее специальное учебное заведение: у них есть навыки самоподготовки, экзамены их не страшат. Эта группа, как правило, наиболее успешна по результатам итоговой аттестации.

Те молодые люди, кто занимается после большого перерыва в учёбе, нуждаются в серьёзной помощи и поддержке.

Инструментальный характер образовательной потребности диктует выдвижение на первый план в мотивации учения именно особых условий обучения, особых форм получения образования. Экстернат как раз может предоставить такие особые условия. В настоящее время для этого есть юридические предпосылки.

 

II. ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Анализ отношения экстернов к образованию показал, что для большинства цель получения образования обычно связывается с другими жизненными интересами. Иными словами, получение образования для взрослого выступает как средство достижения конкретных жизненных целей: карьеры, признания окружающими, самоутверждения и самореализации. Взрослый человек на определенном жизненном этапе решает практические вопросы, связанные с его жизненными перспективами. И часто ценностью для него является не само образование, а возможности, которые оно представляет. Надо иметь в виду, что взрослые не могут быть так погружены в образование, как дети. У них всегда есть утилитарные прагматические устремления, но важно, чтобы отношение к образованию только этим не исчерпывалось.

Поэтому задача экстерната – развивать отношение к образованию как самоценности и как инструменту для решения многих жизненных проблем. Речь идёт о том, чтобы у экстерна формировалось желание получать образование дальше, не «выключаться» из системы образования, не прерывать его, а самому искать возможность пополнения знаний и совершенствования своей личности. То, что в экстернате возможен именно такой подход к решению этой проблемы, возможно развитие отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, проиллюстрируем фактами возвращения к обучению в экстернате и после получения аттестата.

ИРА О., подросток, пережившая очень серьезные, «недетские» неприятности, поставленная на грань отчаяния, пытавшаяся свести счеты с жизнью, попала в экстернат уже после психиатрической лечебницы. Сдавала экзамены слабо, занималась не в полную силу, никакого стремления к хорошим знаниям не проявляла. «Троечный» уровень вначале ее вполне устраивал. Во время экзаменов Ира познакомилась с другими экстернами, стала свидетелем их работы и ответов. Уже после получения аттестата Ира попросила разрешения заниматься в группах подготовки в вуз, стала брать уроки английского языка. Сама оценила свои возможности, решив, что оценки в аттестате - не главное. Родители отметили произошедшую перемену и всячески поддерживали в ней стремление к учебе.

АРСЕНИЙ С., молодой человек после службы в армии. Очень основательный и серьезный; изъявил желание изучить историю Санкт-Петербурга и основы права. На замечание, что индивидуально обучаться этому очень дорого, ответил, что он для этого работает. Заниматься основами права Арсений начал действительно индивидуально, а вот для пополнения знаний по истории Санкт-Петербурга мы предложили ему занятия при музее истории Ленинграда.

Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что потребности в получении образования (не только «обязательного» основного) развиваются у экстернов в ходе подготовки: сотрудникам экстерната удается удовлетворить образовательный запрос экстернов, обогатить этот запрос и вселить уверенность в собственные силы, открыть перспективу на будущее.

Однако далеко не все экстерны соотносят получение образования с конкретной жизненной целью. Есть значительная группа экстернов, которые получают образование «про запас». «Буду ли поступать учиться дальше - не знаю»; «Там видно будет», - вот характерные ответы этой группы экстернов на вопрос, зачем они обратились в экстернат. При этом в их глазах достаточно высока ценность образования.

Третья группа – прежде всего подростки, которых в экстернат привели родители, следящие за занятиями своих детей, требующие подчинения. К этой же группе можно отнести взрослых, для которых образование лишь необходимое средство достижения конкретной цели. Это, как правило, те, кто хочет поступить на службу в МВД, ОМОН и т. п.

III. УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ

Он проверяется по результатам «входного» тестирования, однако, не все экстерны соглашаются ему подвергнуться. Как и в большинстве случаев, решение этой проблемы происходит путем взаимной договоренности и согласования действий, т. к. никакими нормативами оно не предусмотрено. Анализ результатов тестирования помогает при создании образовательного маршрута. У преподавателя есть фактический материал, который служит базой для определения того, что необходимо повторить, основанием отбора учебного материала, распределения сил экстерна.

Анализ результатов «входного» тестирования той части экстернов, которая согласилась на его прохождение, позволил охарактеризовать уровни готовности экстернов к учебной деятельности. Эти уровни условно определены как6

1. Высокий (6 %) – показывают чаще всего те, кто только что оставил школу, гимназию, средние специальные учебные заведения. Этот уровень подразумевает готовность экстерна к прохождению итоговой аттестации без дополнительной подготовки.

2. Средний (48 %) – является показателем того, что молодой человек в основном владеет учебным материалом, но требуются усилия и время для прохождения им итоговой аттестации. Эти экстерны, как правило, нормально адаптируются к работе в группах.

3. Низкий (46 %) – имеют те экстерны, которые утратили (или не имели) навыки самообразования.

Схематично можно представить эти характеристики следующим образом.

1)

Возраст

 

подростки

взрослые

 

2) Отношение к образованию

           
     
 

 

активная позиция

пассивная позиция
нейтральная позиция

 

3) Уровень реальной учебной подготовки

(в соответствии с официально завершённым циклом обучения)

           
     
 

 

высокий

средний

низкий

 

 

 

Сводная таблица позиций экстернов

Таблица 2

% от общего числа

экстернов

Активная позиция

Пассивная позиция

Нейтральная поз-я

 

Уровень реальной подготовки

 

 

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подростки

62 %

4

19

12

10

4

5

8

 

Взрослые

38 %

2

7

15

4

3

7

 

                                         

 

Представленная таблица позволяет представить, как распределяются экстерны в соответствии с предложенной типологией по количественным показателям.

1. Самая многочисленная группа экстернов (58 %) - это группа с активной позицией в отношении образования, т. е. желающие учиться и имеющие конкретные жизненные цели, достижение которых требует среднего образования. Характер этих целей у взрослых и подростков, естественно, различен, а общее у них то, что большая часть из них (53 %) имеют средний и низкий уровень реальной подготовки.

Среди взрослых высокий и средний уровень подготовки имеют, как правило, те, кто не закончил обучение в среднем учебном заведении. Чаще всего причиной, побудившей оставить среднее техническое учебное заведение, было желание сменить профиль обучения. Второй причиной можно назвать семейные обстоятельства - это чаще всего молодые женщины, которые после трех-четырех лет перерыва не хотят возвращаться к ранее выбранной специальности. Позиция их в образовании, как правило, активна. Они знают свой дальнейший путь, имеют хорошо развитый навык самообразования, ведут себя достойно и уверенно.

Среди взрослых с активной позицией встречаются и те, кто имеет аттестат об основном среднем образовании, но решил поменять работу, поступить в вуз или техникум. Уровень их подготовки низкий, им приходится осваивать не только курс 10 и 11 классов, но часто восполнять пробелы в более ранних этапах обучения.

Среди подростков с активной жизненной позицией, высоким и средним уровнем подготовки чаще всего встречаются те, кто оставившие престижные гимназии, решившие, что их жизненные устремления лежат в другой области. К этой же группе относятся подростки, получающие обучение на дому, обучавшиеся за границей. Их объединяет серьезное отношение к образованию, четко выбранный жизненный путь.

Подростки с активной позицией в отношении образования, но имеющие слабую подготовку, составляют 12 % от общего числа экстернов. Это чаще всего те, кто пережил конфликтную ситуацию в школе, имел много пропусков. Среди них есть четко ориентированные подростки, которые, увлекшись одним предметом, совсем забросили изучение других, что, однако, не отвратило их от обучения. Свои неудачи они обычно связывают с конкретной ситуацией, школой, учителем. Они готовы преодолеть значительные трудности, самостоятельно осваивать упущенное. В работе с ними важно не только поддерживать это стремление, но и целенаправленно расширять их жизненные горизонты, стараться погасить негативное отношение к школе «вообще», показать истоки возникновения неудачи, а следовательно, создавать положительную мотивацию учения.

2. Группа экстернов с пассивной позицией в освоении содержания образования немногочисленна по своему составу (18 % от общего числа экстернов). Среди взрослых в этой группе те, кто еще не определился в своих образовательных устремлениях, но чувствует, что дальнейшее образование им будет необходимо. Особого усердия в приобретении знаний они не выказывают, не проявляют яркого интереса ни к каким дисциплинам. Они принимают всё то, что предлагается педагогами: содержание образования, формы, сроки. Среди них нет людей с очень низким уровнем подготовки, т. е. они способны оценить свои силы реально (4 %).

Подростки этой группы тоже не имеют особых образовательных притязаний. «Школу окончить нужно», но как - это неважно. Практически никто из них не связывает свое будущее с продолжением образования в ближайшее время, т. к. это уже работающие подростки.

3. Группа экстернов, занимающих нейтральную позицию к образованию (23 %).

Среди взрослых это те, кому нужно образование для устройства на работу, не требующую интеллектуальных затрат, где аттестат является необходимым условием приема на работу (это органы МВД, ГИБДД, ОМОН и т. д.). Их всего 10 % от общего числа экстернов. Среди подростков это, чаще всего, те, кого привели родители, желающие, чтобы дети закончили школу. Сами подростки из этой группы в экстернат не обращаются, они, как правило, средне или слабо подготовлены. Не проявляют или не хотят проявлять навыков самообразования. Такие подростки составляют 13 % от общего количества экстернов. Чаще всего это подростки с тяжелым прошлым школьным опытом, не верящие в собственные силы и возможности. Отсев из экстерната (~6 %) происходит, в основном, из числа экстернов именно этой группы. Факт их обращения в экстернат обнадеживает и вселяет надежду на то, что во время подготовки их позиции в отношении собственных возможностей изменятся. Работа с ними требует от педагогов экстерната терпения, ориентации на постоянную эмоциональную поддержку их усилий, постоянное корректирование успехов, а главное – их «организацию». Обычно для этих экстернов наиболее успешна поэтапная подготовка при прохождении итоговой аттестации. Не всегда эти подростки «приживаются в группе», но в постоянной помощи нуждаются безусловно.

Дело в том, что характер их индифферентности различен. Диалоговое взаимодействие – это поиск способов активизации их учебных позиций, поддержка любых проблесков интереса, а главное – совместного нахождения значимых жизненных перспектив и целей.

Предложенная типология послужила основанием для создания программы индивидуального обучения, которая и создавалась под группы экстернов с активной, пассивной и индифферентной позицией к образованию.

 

Возраст – это тот показатель, который позволяет судить о возможных жизненных проблемах, которые у подростков и взрослых могут существенно различаться.

Для организации направления взаимодействия с экстернами существенно понимать их отношение к образованию с позиции активизации в этом направлении жизненных устремлений.

Разработанная примерная характеристика экстернов послужила основанием в осуществлении индивидуального подхода в организации их подготовки.

Как видно из таблицы, отношение к образованию прямо с реальными достижениями экстернов не коррелирует. Поэтому ни одна из позиций, положенных в основание типологии, не может рассматриваться в отрыве от других. В создании образовательной программы необходим учёт и сочетание всех трёх факторов.

Добавить комментарий